История атомного ледокольного флота России
В середине XX века в Северном Ледовитом океане, как правило, ходили дизельные ледоколы. Их мощность была небольшой, запаса топлива хватало лишь на месяц, а период навигации составлял всего 2–4 месяца. Требовались суда, которые совершат прорыв и помогут покорить Северный морской путь — самый короткий маршрут из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион. Эту роль на себя взяли атомные ледоколы.

20 ноября 1953 года Совет министров СССР принял постановление о разработке мощного арктического ледокола с ядерной энергетической установкой. С этой идеей выступили отцы-основатели атомной отрасли — академики Игорь Курчатов и Анатолий Александров. Под их руководством молодые ученые сделали теоретические расчеты реактора. И 17 июля 1956 года на Южном стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде был заложен первый ледокол, которому дали имя «Ленин».

Фото: ФГУП «Атомфлот»
Научное руководство проектом взял на себя академик Анатолий Александров. Над первым в мире атомным ледоколом работали порядка 500 предприятий СССР. За время проектирования и строительства создали 76 новых типов механизмов и опробовали более 150 новых образцов оборудования. Собирали атомоход под открытым небом — ни в один цех «дедушка» ледокольного флота не влезал. 5 декабря 1957 года его спустили на воду.
Когда отмечают День атомного ледокольного флота России
3 декабря 1959 года первый в мире ледокол «Ленин» официально ввели в эксплуатацию. Эта дата стала профессиональным праздником — Днем атомного ледокольного флота России.
Весной 1960 года атомный ледокол «Ленин» прибыл в порт приписки — Мурманск. Там началась его «карьера». За 30 лет навигации он провел через льды 3741 судно и прошел более 654 тыс. морских миль — это сравнимо с 30 кругосветными плаваниями по экватору.

Фото: Валентин Кунов / ТАСС
«Ленин», по сути, стал полноценной лабораторией для проверки научных идей и технологий в области судовой атомной энергетики. Так, в 1961 году судно впервые доставило на льдину дрейфующую полярную станцию — «Северный полюс–10».
Это сейчас высадка дрейфующих станций с атомного ледокола — дело привычное, а в 1961 году идея была внове. Мы с собой тащили 510 тонн солярки — запас на 2 года, чтобы спокойно дрейфовать. С самолетами высадка с ледокола не идет, конечно, ни в какое сравнение — все доставляется на место сразу. Правда, некоторая теснота была — ребята-полярники спали в спортзале, я на диване у старшего механика притулился. Да еще 13 корреспондентов с нами ходили в тот рейс.
Николай Корнилов
советский ученый-полярник, руководитель дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-10»
В марте 1976 года экипаж атомохода «Ленин» вместе с дизель-электроходом «Павел Пономарев» доставили на полуостров Ямал несколько тонн груза для газодобытчиков. Этот рейс вошел в историю как «первый ямальский экспериментальный» и положил начало зимне-весенним проводкам на Ямал, которые осуществляются до сих пор.

Фото: Марина Круглякова / ТАСС
Успех эксплуатации первого атомного ледокола спровоцировал «бум» отрасли: активно строились новые суда, которые ставили свои рекорды. Например, атомоход «Арктика», введенный в строй в 1975 году, стал первым в истории кораблем, который достиг Северного полюса в надводном положении. В 1990-м экипаж атомного ледокола «Россия» совершил первый рейс с туристами на Северный полюс. А «Советский Союз» в 1998-м провел танкер «Уйкку» из Мурманска в Певек (самый северный город в России) — для доставки нефтепродуктов замерзавшим жителям Арктики.
Сколько атомных ледоколов у России
На сегодняшний день в атомном ледокольном флоте России 8 судов. Самые мощные из них — универсальные атомные ледоколы типа ЛК-60Я проекта 22220. Индекс ЛК-60Я расшифровывается как «ледокол с ядерной силовой установкой мощностью 60 мегаватт». Они способны развивать скорость до 40,7 км/ч, покорять льды толщиной до 2,9 метра, находиться в автономном плавании 6 месяцев (по запасам провизии) и 7 лет (по ресурсу топлива). Универсальность их в том, что они могут работать как в устьях сибирских рек, так и на трассах Северного морского пути.
«Арктика»
Головное судно проекта. Этот атомный ледокол (как и другие атомоходы проекта 22220) построили в Санкт-Петербурге, флаг на нем подняли в 2020 году в Мурманске. За 5 лет «Арктика» прошла во льдах более 126 тыс. морских миль и провела за собой 677 судов.

Фото: Максим Антипин / ТАСС
«Сибирь»
Второе судно проекта, введенное в эксплуатацию в 2022 году. Несет вахту в арктических водах, обеспечивая проводку грузов по трассам Севморпути.

Фото: Лев Федосеев / ТАСС
«Урал»
Третье судно проекта, тоже приступило к работе в 2022-м. Весной 2025-го атомоход «Урал» впервые проложил ледовый канал до мыса Каменный — его технические возможности позволяют работать на малых глубинах в Карском море (глубина там местами составляет всего 10 метров).

Фото: Лев Федосеев / ТАСС
«Якутия»
Четвертое судно проекта. В первый рабочий рейс ледокол «Якутия» вышел весной 2025 года: экипаж направили в Енисейский район Карского моря.

Фото: Лев Федосеев / ТАСС
На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге строятся еще три ледокола проекта 22220 — «Чукотка» (готовность 70%), «Ленинград» (готовность 20%) и «Сталинград» (его заложили 18 ноября 2025-го).
Интересные факты об атомном ледокольном флоте России
- Россия — единственная страна в мире, у которой есть атомный ледокольный флот. Он обслуживает Севморпуть, обеспечивает перевозку грузов в Европу и Азию, а также сопровождает научные экспедиции.
- К 2030 году число ледоколов в составе флота намерены увеличить до 11. В «Росатоме» также обещают, что в течение 10 лет навигация по Севморпути станет круглогодичной и регулярной. А к 2035-му планируется нарастить объем перевозок по этому маршруту до 220 млн тонн в год.
- Сейчас в работе находится проект 10510. Его головной атомный ледокол, получивший название «Россия», по своей мощности должен почти в 2 раза превзойти существующие. Предполагается, что он сможет круглый год ходить по Арктике при толщине льда до четырех метров. В 2025 году на строительство «России» собираются выделить 32,7 млрд рублей, в 2026-м — 30,3 млрд рублей, а в 2027-м — еще 26,7 млрд рублей.
Фото обложки: ФГУП «Атомфлот»