Сегодня поговорим о том, как всего за 2 недели космические жуки, роботы и фашисты поработили игровую индустрию, но сначала — а что за слухи про новую PlayStation 5 Pro?
Когда выйдет PlayStation 5 Pro
О промежуточном обновлении консоли от Sony вновь заговорили на фоне заявления представителей компании о снижении прогнозов по продажам PlayStation 5 и ожидании постепенного снижения объемов в следующем финансовом году. Масла в огонь подлил канал CNBC, который со ссылкой на аналитиков — не инсайдеров — написал, что по логике PlayStation 5 Pro должна бы выйти до конца года.
Идея не свежая. Слухи о том, что PS5 Pro может выйти к предновогоднему сезону 2024 года начали активно ходить еще прошлым летом. PS4 Pro в свое время анонсировали через 3 года после релиза оригинальной версии, к тому моменту обычной PS4 было продано 47 млн штук. В ноябре 2024-го с момента запуска PS5 пройдет аж 4 года, сказался ковид и вызванный им дефицит, но в декабре 2023-го Sony рапортовала о 50 млн проданных консолей. Паттерн угадывается.
Что из себя будет представлять PS5 Pro? В прошлый раз Pro-версия консоли принесла в мир консольного гейминга выбор режимов производительности: либо покрасивее с разрешением 4K и 30 кадрами в секунду, либо побыстрее, с разрешением 1080p, но 60 кадрами в секунду. В нынешнем поколении такой выбор — это стандарт.
В контексте PS5 Pro многие говорят про 8К-гейминг, но есть проблема. В 2016 году, когда анонсировали PS4 Pro с ее 4K возможностями, соответствующих телевизоров продали около 50 млн штук, половину от всех ТВ-отгрузок. 8K-телевизоров за прошлый год продали 2 млн. В этом году надеются продать 3 млн. Sony, конечно, производит телевизоры и как раз попытается за счет продвижения 8K-контента на приставке стимулировать продажи новых экранов, но это все задел на будущее.
Для тех, кто не готов выложить несколько тысяч долларов за новый телек, то есть для большинства, PS5 Pro должна будет предложить значительно улучшенную производительность в разрешениях 4K и даже старом добром 1080p. Главная интрига — пресловутый нейрочип, который якобы позволит PS5 Pro задействовать разработанный Sony проприетарный аналог технологий генерации картинки с помощью ИИ, популяризированный Nvidia под названием DLSS и AMD под названием FSR.
DLSS часто не только значительно повышает производительность, но и улучшает качество картинки — особенно заметно это было, когда на компьютерах вышел эксклюзив Sony Death Stranding. В Sony обратили внимание. Вопрос в том, будет ли этого рывка достаточно, чтобы убедить текущих владельцев PS5, многие из которых заимели консоль только за последние 12 месяцев, пойти на апгрейд. Тем более что свежая практика показывает, что технологическая мощь уступает таланту и качественному дизайну — это убедительно продемонстрировала выпущенная той же Sony Helldivers 2.
Helldivers 2: почему о ней все говорят и заодно смотрят фильм 1997 года
Выпущенный в начале февраля многопользовательский шутер Helldivers 2 вот уже 2 недели рвет все чарты. Разработка Arrowhead Game Studios издана Sony и вышла одновременно на PlayStation 5 и на ПК, что оказалось очень хорошим решением. В Steam Helldivers 2 достигла пиковой отметки в 409 тыс. игроков одновременно — больше, чем когда-либо было на ПК у GTA V. И это при тяжелейших проблемах с подключением — из-за неожиданного успеха у разработчиков попросту не справляются сервера.
Секрет популярности Helldivers 2 — в максимальной простоте концепции. В качестве космического десантника в отряде из максимум четырех бойцов спускаешься на планету и во имя Супер Земли распространяешь управляемую демократию, истребляя гигантских жуков или роботов-убийц. Помимо кучи оружия, в твоем распоряжении стратагемы — специальные возможности, включающие в себя весь диапазон инструментов жучиного геноцида — от удара орбитальным лазером до тактической ядерной бомбардировки.
Обратная сторона этой медали: огонь по своим включен по умолчанию. Невовремя заказанный сброс с орбиты снаряжения может расплющить товарища. С другой стороны, десантная капсула может удачно приземлиться на гигантского бронированного жука. Это красочный, динамичный и масштабный хаос.
Плюс Helldivers 2 просто хорошо сделана. Оружие мощное и приятное в использовании, управление отзывчивое, планеты красивые, враги разнообразные. Монетизация вежливая: игра стоит $40 и включает микротранзакции, что обычно рецепт для кучи негативных отзывов. Но она, во-первых, очень много дает за базовую стоимость и, во-вторых, позволяет получать премиальную внутриигровую валюту и закрытые за ней предметы бесплатно, просто в ходе игрового процесса. Парадоксальным образом необязательность дополнительных трат порождает благосклонность игроков и повышает вероятность, что они на эти траты пойдут.
Еще один позитивный эффект от релиза Helldivers 2 — резкий всплеск интереса к фильму Пола Верховена «Звездный десант», из которого игра заимствует так много, что растягивает слово «оммаж» до треска.
Верховен совершил непростительную для американского кинематографа ошибку — в своей сатирической картине он забыл в начале вывести на экран табличку «САТИРА» и подержать ее там минут 5, чтобы даже на задних рядах разглядели. В 1997-м критики наперебой вопили о «нацистской пропаганде», «арийском касте», «фетишизации оружия» и прочих ужасах этой, на самом-то деле, глумливой антивоенной картины.
В 2018 году, отчаявшись быть понятым, Верховен уже объяснял на пальцах, как и зачем заимствовал эстетику величайшей кинопропагандистки Третьего рейха Лени Рифеншталь: «Я решил снять кино про фашистов, которые не осознают свой фашизм». Моя любимая часть этого интервью — признание Верховена, что он не знает, поняли ли тогда актеры, что играют персонажей из нацистской пропаганды. С ними он это тоже не проговаривал.
А вот 20 лет спустя авторы Helldivers 2 с их Супер Землей, «неоспоримой властью свободы» и «социалистическими автоматонами» фильм поняли правильно. Самое время пересмотреть «Звездный десант» — например, в момент, когда в очередной раз будут сбоить серверы Helldivers 2.