Тенденция
Рынок искусственного мяса переживает тяжелые времена — продажи такой продукции падают 22 месяца подряд, а интерес потребителей и инвесторов к ней стал угасать.
Детали
По мнению инвесторов, трудности, которые сейчас переживает лидер рынка растительного мяса Beyond Meat, предвещают еще больше проблем для отрасли.
Но при этом
Продажи некоторых производителей в 2022-м, напротив, значительно выросли, а инвесторы продолжают вкладывать в фудтех миллиарды долларов.
За чем следить
По прогнозам Research and Markets, наибольший спрос на альтернативные мясные продукты вскоре будет приходиться на потребителей из Великобритании.
Тенденция
Рынок искусственного мяса переживает тяжелые времена — если раньше большинство инвесторов были уверены, что продукция на растительной основе захватит мир, то теперь у многих из них появились серьезные сомнения на этот счет.
- По данным аналитической компании IRI Worldwide, в 2020 году продажи искусственного мяса в американских супермаркетах выросли на 53% до $473 млн. В 2021 году этот показатель увеличился лишь на 1%.
- Джон Баумгартнер из Mizuho Americas заявил, что объем продаж мяса на растительной основе снижается уже 22 месяца подряд.
- Специалисты из Deloitte Consulting LLP считают, что такая тенденция связана с растущей инфляцией и увеличением цен на альтернативные продукты.
- В результате американцы стали возвращаться к потреблению обычного мяса. По данным СМИ, в июне 2022-го в США один килограмм растительного мяса от Beyond Meat стоил $18,4, а обычный говяжий фарш — $10,8. В сравнении с 2021-м, готовность платить за альтернативное мясо среди американцев упала на 9%.
- Другая причина — насыщение американского рынка. Некоторые аналитики допускают, что число потребителей искусственного мяса достигло своего максимума и сбывать новые альтернативные продукты вскоре может стать некому.
- В Deloitte также сообщили, что за последнее время потребители изменили свое отношение к искусственному мясу. Компания опросила 2 тыс. американцев и обнаружила, что число людей, считающих, что мясо растительного происхождения полезнее и экологичнее обычного, уменьшилось. Кроме того, потребители перестали воспринимать искусственное мясо как нечто новое и интересное — подобную продукцию стало легко найти в обычных магазинах.
- Баумгартнер отметил, что потребители часто жалуются на вкус растительного мяса. По его мнению, несмотря на то, что компании, конкурируя друг с другом, совершенствуют свою продукцию, порой они слишком торопятся и выводят на рынок недостаточно качественные продукты, которые в итоге отталкивают потребителей от искусственного мяса в целом.
Детали
По словам инвесторов, трудности, которые сейчас переживает лидер рынка растительного мяса Beyond Meat, могут предвещать еще больше проблем для отрасли.
- В 2019 году, когда компания стала публичной, она начала активно расти. В 2020-м ее выручка достигла $406,8 млн. Однако впоследствии акции компании стали терять в цене — в 2021-м они упали почти на 83%.
- Анализ продуктов Beyond Meat, проводившийся с июня 2021 года по июнь 2022-го, показал положительный результат на опасные бактерии — листерии — в 11 случаях из 56. Эти организмы вызывают листериоз, который затрагивает центральную нервную систему и может вызвать менингит или энцефалит, а в тяжелой форме приводит к летальному исходу в 20–30% случаев. Также в продукции бренда обнаружили плесень и другие опасные для здоровья бактерии. Эта новость привела к падению стоимости акций компании с $13,28 до $12,72 за день.
- В конце октября руководство Beyond Meat заявило, что увольняет 200 человек, то есть 19% своей рабочей силы. Кроме того, за последние месяцы из компании также уволились четыре топ-менеджера, в том числе финансовый директор, директор по цепочке поставок и главный операционный директор. Последнего сняли с должности после его ареста — теперь уже бывшего сотрудника Beyond Meat подозревают в том, что он откусил человеку нос во время драки.
Но при этом
Продажи некоторых производителей в 2022-м, напротив, значительно выросли, а инвесторы продолжают вкладывать в фудтех миллиарды долларов.
- Объем финансирования стартапа Equinom, который занимается разработкой «идеальных» семян для выращивания растительного протеина, в декабре превысил $71 млн.
- Также производитель искусственного мяса Impossible Foods заявил, что в 2022 году его розничные продажи выросли на 70%. Как отмечают СМИ, за последнее время компания значительно расширила свое присутствие в супермаркетах по всей территории США. По мнению представителей компании, «им еще есть, куда стремиться».
- Кроме того, инвесторы продолжают вкладываться в стартапы, которые производят новые виды продуктов питания. Согласно данным Crunchbase, венчурные инвестиции в фудтех достигли $12,8 млрд. Из них около половины — $5,8 млрд — получили компании, создающие альтернативное мясо, растительный белок и прочее.
За чем следить
- Согласно прогнозам из октябрьского отчета Allied Market Research, мировой рынок растительного мяса к 2031 году вырастет до $33,3 млрд.
- Компания Research and Markets прогнозирует, что наибольший спрос на альтернативные мясные продукты придется на потребителей из Европы, особенно из Великобритании. Авторы исследования считают, что с 2022 по 2027 год страна станет крупнейшим рынком растительного мяса в Европе.
- По их словам, один из факторов роста — повышение осведомленности потребителей о преимуществах веганской диеты. Согласно прогнозам, к 2025 году веганы и вегетарианцы составят четверть населения Великобритании.
- Также эксперты напомнили, что в Западной Европе продажи растительного мяса в 2021 году уже оказались выше, чем в Северной Америке — $2,6 млрд против $2,1 млрд соответственно.
- В 2021 году эксперты спрогнозировали, что к 2030-му Россия может занять 15% от мирового рынка растительного мяса — в стране производством и продажей этой продукции занимаются многие стартапы и холдинги. Например, в сентябре 2022 года ритейлер «Азбука вкуса» начал производство альтернативных куриных и говяжьих котлет.