Мир в огнеДеталиТехнологии

Индия включилась в гонку за покорение глубин океана. В стране создали подлодку, способную опуститься на 6 тыс. метров

Пилотируемый подводный аппарат Matsya 6000 (с санскрита — «рыба») — первые испытания пройдут в начале 2025 года.

Искать в глубинах океана Индия планирует драгоценные металлы и минералы.

Что произошло

В Индии разработали пилотируемый подводный аппарат Matsya 6000 (с санскрита — «рыба») для погружения на глубину 6 тыс. метров. Первые испытания пройдут в начале 2025 года. Целью миссии будет поиск драгоценных металлов и минералов, а также исследование морского биоразнообразия. Об этом пишет India Times. 

  • Для Индии это будет первая миссия по исследованию океанских глубин на пилотируемом подводном аппарате.

Готовится глубоководная океанская миссия. Мы проведем первые испытания на глубине 500 метров в первом квартале 2024 года.

M. Равичандран заместитель Министра наук о Земле
  • В случае успеха к 2026 году аппарат планируется спустить на глубину 6 км.
  • Миссия получила название Samudrayaan (с санскрита — «морское судно»). На борту Matsya 6000 будут находиться три исследователя. 

Детали

  • Matsya 6000 была разработана индийскими учеными из Национального института океанических технологий (NIOT). 
Фото: National Institute of Ocean Technology
  • Подводный аппарат рассчитан на работу в течение 12–16 часов подряд. Запаса кислорода на нем будет хватать на 96 часов.
  • Внешне Matsya 6000 напоминает сферу диаметром 2,1 метра. Рассчитана она для перевозки трех человек.
  • Сферу изготовят из титанового сплава толщиной 80 мм. Сообщается, что она должна выдержать давление в 600 бар, что в 600 раз превышает давление на уровне моря.

Контекст

  • Разработчики Matsya 6000 уверяют, что при разработке новой подлодки учли факторы, которые привели к гибели батискафа Titan («Титан»), запущенного на дно Атлантического океана в июне этого года. 
  • На судне проводилась туристическая экскурсия до затонувшего в 1912 году «Титаника». На батискафе находилось несколько человек, включая миллиардера Хэмиша Хардинга — основателя компании OceanGate, разработавшего подлодку. Однако связь с экипажем была потеряна спустя 2 часа после погружения.
Фото: OceanGate / Zuma / TASS
  • Предполагалось, что туристам удалось выжить за счет больших запасов кислорода на судне. Однако впоследствии поисково-спасательная операция обнаружила обломки аппарата Titan, после чего всех находившихся на борту людей объявили погибшими.
  • Эксперты предполагают, что наиболее вероятной причиной крушения Titan послужила имплозия — мгновенное разрушение прочного корпуса огромным внешним давлением. Все находившиеся на борту погибли мгновенно и, скорее всего, безболезненно.
  • Впоследствии выяснилось, что батискаф не был сертифицирован для погружения на такую глубину. Однако в Соединенных Штатах, где зарегистрирована компания OceanGate, нет закона, согласно которому такие аппараты должны получать какую-либо сертификацию.

Мировая практика

Сегодня лишь немногие страны успешно занимаются разработкой исследовательских подводных лодок, способных опускаться на большую глубину.

  • Так, в 2015-м Oceangate построила подлодку под названием Cyclopys 1. По словам разработчиков, аппарат рассчитан на пять человек и предназначен для научных исследований морских глубин. Он может погружаться на 500 метров. В 2018 году компания объявила о создании того самого Titan, потерпевшего крушение. Разработчики уверяли, что он может погружаться на 4 км и находиться глубине до 100 часов. 
Фото: OceanGate
  • Аналогичный аппарат в Китае под названием Jiaolong («Водяной дракон») построили в 2009 году. Разработчик — Научно-исследовательский центр кораблестроения. Подлодка установила мировой рекорд — в июне 2012 года она погрузилась в районе Марианской впадины в Тихом океане на глубину более 7 км.
Фото: Liu Shiping / Zuma / TASS
  • А вот в 2022-м стало известно о новой российской подлодке России «Ясон» (с древнегреческого «лекарь»). Сообщается, что аппарат может обследовать объекты газотранспортной инфраструктуры, изучать морское дно, проводить геологоразведку и монтаж конструкций на глубине более 2 км. Подлодка рассчитана на двух операторов: один управляет самой мини-субмариной, а второй работает с манипуляторами и другим навесным оборудованием. Продолжительность работы «Ясона» на аккумуляторной батарее в штатном режиме — 12 часов. Сфера сделана из органического стекла. Разработчики уверяют, что она может выдерживать огромное давление на глубине. Испытания «Ясона» должны стартовать в 2024 году.
Фото: СПМБМ «Малахит»

Фото обложки: National Institute of Ocean Technology

Копировать ссылкуСкопировано