Что происходит
Израильский стартап Fetcherr предложил авиакомпаниям рассчитывать цены на билеты с помощью ИИ, чтобы получить на 10% больше прибыли.
Как это работает
Умные алгоритмы прогнозируют спрос на авиабилеты, учитывая погоду, новости и различные события, например футбольные матчи или концерты мировых звезд.
Почему это важно
Авиация все еще не может восстановиться после пандемии коронавируса, когда из-за ограничений перевозчики потеряли миллиарды долларов.
В России
Только две российские авиакомпании смогли избежать убытков в год пандемии — «Победа» и «Азимут» получили прибыль благодаря низким тарифам и субсидиям.
Что происходит
- Израильский стартап Fetcherr разработал систему расчета цен на авиабилеты с помощью искусственного интеллекта (ИИ) и уже предлагает использовать его авиаперевозчикам, чтобы помочь им увеличить прибыль.
- Авиакомпании страны уже используют компьютерные программы для расчета стоимости авиабилетов, обычно они рассчитывают цену, опираясь на наличие оставшихся свободных мест.
- ИИ от Fetcherr идет дальше и прогнозирует спрос заранее. Как заявляет соучредитель стартапа Рой Коэн, их умная технология способна еще за несколько месяцев до рейса спрогнозировать, сколько людей купят на него билет.
- Также ИИ, по словам Коэна, способен заранее рассчитать максимальную цену, которую люди будут готовы заплатить за билет, — «с точностью до цента».
Как это работает
- ИИ «питается» множеством данных, которые может собрать в Сети, — от поисковых запросов пользователей до новостей о вспышках коронавируса и прогнозов погоды. Алгоритм изучает влияние повседневной жизни на спрос на авиабилеты и прогнозирует, сколько людей купят билеты на тот или иной рейс.
- ИИ от Fetcherr учитывает также разовые мероприятия — например, концерты и спортивные турниры.
- Кроме того, он оценивает, как влияют на рынок изменения в политике (например, отставка министра или массовые протесты).
- Алгоритмы также могут использовать различные неперсональные данные, которые предоставляют потенциальные пассажиры, — например, информацию о том, сколько времени они провели на сайте, прежде чем приобрести билет.
Создатели Fetcherr заявляют, что благодаря использованию их технологии выручка авиакомпаний может вырасти на 10%.
- Например, пассажир хочет вылететь из Нью-Йорка в Бостон, чтобы посетить рок-концерт. Онлайн-поиск выдает рейсы по цене $263, $303 и $424. Клиент решает, что $424 доллара — это слишком дорого, и покупает место за $263.
- Однако авиакомпания не знает, что рок-группа, которая дает концерт, выступает редко и потому люди готовы заплатить больше. ИИ заметил бы это и, вероятно, рассчитал, что можно установить цену в $293 — и при этом максимально заполнить самолет пассажирами.
- В этом случае авиакомпания могла бы получить дополнительные $30 с каждого места.
У Fetcherr уже появился первый клиент — в прошлом месяце крупнейший бразильский оператор Azul SA объявил, что начал тестировать их ИИ, однако о результатах пока не сообщается.
Почему это важно
Как отмечает Bloomberg, пострадавшей во время пандемии COVID-19 авиационной отрасли сейчас не помешает любая помощь.
- Авиакомпании понесли значительные убытки в 2020 году, когда правительства по всему миру закрыли границы и ввели коронавирусные ограничения. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), общемировое количество выполненных рейсов в мире по итогам августа 2020-го сократилось на 52%. Суммарно, по оценкам IATA, в тот год на фоне пандемии коронавируса авиакомпании потеряли $84,3 млрд.
- Правительства различных стран пытались поддержать отрасль, но это не спасло ситуацию. Например, в начале пандемии американские авиаперевозчики получили $25 млрд от стимулирующей программы властей США, однако эти средства закончились уже в сентябре 2020-го и авиакомпаниям пришлось сокращать персонал.
- Мировые доходы авиакомпаний не восстановились до сих пор, подсчитали в IATA. По данным организации, в этом году авиаперевозчики во всем мире выручат примерно $782 млрд. Для сравнения: в допандемийном, 2019 году эта цифра составляла $838 млрд.
В России
- По итогам 2019 года доналоговая прибыль пассажирских авиакомпаний составила 25 млрд рублей, а в 2020 году российские авиаперевозчики понесли убытки почти в 147 млрд рублей, подсчитали аналитики на основе данных Минтранса.
- Чистый убыток крупнейшей российской авиагруппы «Аэрофлот» в 2020 году составил 123 млрд рублей против чистой прибыли в 13,5 млрд рублей годом ранее.
- Избежать убытков на фоне прекращения полетов за рубеж в 2020-м смогли два российских авиаперевозчика — лоукостер «Победа» и «Азимут». Более того, они получили пусть и невысокую (по сравнению с 2019-м), но прибыль — что, по мнению игроков рынка, во время пандемии было «равносильно чуду».
- Сделать это «Победе» удалось за счет существенного снижения цен во время возобновления полетов летом 2020-го — именно это позволило сохранить заполняемость самолетов на допандемийном уровне.
- «Азимут» смог остаться в плюсе, поскольку в основном специализировался на межрегиональных рейсах. Сыграли роль и государственные субсидии.