КиберпанкДеталиИнтернет

Идут на абордаж: пираты пытаются размещать свои приложения в отечественных магазинах. Есть ли у них шансы на успех

Владельцы отечественных маркетплейсов не готовы размещать пиратские приложения, открывающие доступ к нелегальному контенту.

По мнению юристов, ситуация может измениться, если российские власти легализуют параллельный импорт для фильмов. Но сделать это для интеллектуальной собственности сложнее, чем для материальных товаров.

Что произошло

Пиратский сервис Zetflix намерен разместиться в магазинах приложений RuStore и NashStore.

Контекст

Половина россиян не была готова платить за контент еще в 2021 году, а уход из страны зарубежных стриминговых платформ подхлестнул интерес к нелегальному контенту.

Но при этом 

В RuStore и NashStore заявили, что не готовы размещать в своих магазинах приложения, нарушающие закон.

За чем следить

По мнению юристов, магазины могут пойти на такое сотрудничество, если в России разрешат параллельный импорт для фильмов.

Что произошло

В России вырос спрос на пиратские приложения для смартфонов.

  • Запросы на скачивание пиратского приложения с онлайн-кинотеатром Zetflix в период с 24 февраля по 29 июля выросли на 300–400%, выяснили аналитики Google Trends. По их данным, число запросов о посещении онлайн-версии сайта Zetflix выросло на 300% за тот же период.
  • Представители онлайн-кинотеатра сообщили, что только в марте приток новых пользователей на сайт составил порядка 25% от общего числа посетителей: «Сейчас за сутки нас посещает около 150–180 тыс. зрителей, на пике — 500 тыс.». Средняя ежемесячная аудитория сервиса, по словам представителя Zetflix, составляет 4,5 млн человек. 
  • В каталоге приложений российского сайта о мобильной электронике 4PDA можно найти 16 подобных пиратских программ только в разделе «Интернет и видео». Среди них, например, Kinopub, ViewBox, LazyMedia Deluxe, Vplay и другие. Их представители не отвечают на запросы комментариев от журналистов.

В Zetflix поделились, что планируют развиваться дальше и добиться размещения своего приложения в отечественных маркетплейсах, таких как NashStore и RuStore.

Контекст

  • Многие россияне, согласно соцопросам, не готовы платить за просмотр фильмов — по данным компании «Мегаплан», в 2021 году боль­ше по­лови­ны (51,8%) рос­сий­ских ин­тернет-поль­зо­вате­лей предпочитали пи­рат­ский кон­тент офи­циаль­но­му.
  • Власти активно борются с пиратством, и доходы владельцев нелегальных сайтов падают, но спрос на бесплатный контент, напротив, растет, отметили в Group-IB. По данным компании WebKontrol, которая выявляет нелицензионный контент в интернете, за 2021 год объем пиратского контента в Рунете вырос на 24%.
  • Уход из страны зарубежных стриминговых платформ и «заморозка» мировых кинопремьер в отечественных кинотеатрах этой весной подхлестнули интерес к нелегальному контенту», отметили в Group-IB. 
  • Среди легальных сервисов, которые ушли из РФ, был и онлайн-кинотеатр Netflix, копии фильмов которого распространяет Zetflix. Он начал работать в России в октябре 2020 года и уже в начале 2022-го покинул российский рынок, где у него было 700 тыс. подписчиков, что обернулось для компании огромными убытками.

Но при этом

Владельцы отечественных магазинов приложений заявляют, что не готовы размещать у себя сервисы, открывающие доступ к нелегальному контенту.

  • В RuStore (находится под управлением VK) заявили, что пока загружать приложения в магазин могут лишь юрлица, но скоро это смогут делать и частные разработчики. Однако, по словам представителя RuStore, на платформу допустят только тех, кто не нарушает закон.
  • В NashStore (от АНО «Цифровые платформы») уточнили, что у самих маркетплейсов нет возможности проверить контент в подобных приложениях на легальность, но подчеркнули, что если будут писать правообладатели с жалобами, то сервис «отреагирует по закону».
  • В ассоциации «Интернет-видео» отметили, что по закону приложения, нарушающие авторские права, могут быть исключены из маркетплейсов по решению суда. 

Перспектив у пиратских приложений в отечественных сторах нет независимо от того, будут ли нарушаться права российских или иностранных правообладателей.

Алексей Бырдин
гендиректор ассоциации «Интернет-видео»

За чем следить

По мнению юристов, маркетплейсы могут пойти на такое сотрудничество, если им не будут угрожать иски со стороны иностранных правообладателей: «в случае разрешения параллельного импорта в отношении фильмов размещение приложений с пиратским контентом может считаться в России легальной деятельностью».

  • Однако, как отметили в ассоциации «Интернет-видео», в случае с фильмами параллельный импорт не работает, поскольку «можно ввезти физический объект, но нельзя ввезти права».
  • Депутат Госдумы Елена Драпеко считает, что параллельный импорт зарубежного кино в Россию возможен, если выплачивать правообладателю роялти — она отметила, что в мире уже существует такая практика.

Проблема только одна: без разрешения правообладателя использовать его права. Но мы предлагаем сделать это платно: открыть счета этим правообладателям в России и начислять туда эти деньги. Если они захотят, они смогут их взять.

Елена Драпеко
депутат Госдумы
  • Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков в конце июня заявил, что ряд киностудий, среди которых ​​Disney и Sony, ищут способы вернуться в РФ по каналам параллельного импорта.
  • В конце июня уже приняли закон о легализации параллельного импорта — он защищает российские компании, которые ввозят товары без разрешения правообладателя, от возможной административной и уголовной ответственности.
  • Кроме того, как сообщили российские СМИ, весной власти начали разрабатывать законопроект, который предполагает, что лицензию на контент можно получить через суд, если правообладатель в одностороннем порядке отказался от договора. Это сделает доступ к новым иностранным фильмам, сериалам и музыке «из недружественных стран» легальным в РФ.
Копировать ссылкуСкопировано