Что произошло
Пиратский сервис Zetflix намерен разместиться в магазинах приложений RuStore и NashStore.
Контекст
Половина россиян не была готова платить за контент еще в 2021 году, а уход из страны зарубежных стриминговых платформ подхлестнул интерес к нелегальному контенту.
Но при этом
В RuStore и NashStore заявили, что не готовы размещать в своих магазинах приложения, нарушающие закон.
За чем следить
По мнению юристов, магазины могут пойти на такое сотрудничество, если в России разрешат параллельный импорт для фильмов.
Что произошло
В России вырос спрос на пиратские приложения для смартфонов.
- Запросы на скачивание пиратского приложения с онлайн-кинотеатром
Zetflix в период с 24 февраля по 29 июля выросли на 300–400%, выяснили аналитики Google Trends. По их данным, число запросов о посещении онлайн-версии сайта Zetflix выросло на 300% за тот же период. - Представители онлайн-кинотеатра сообщили, что только в марте приток новых пользователей на сайт составил порядка 25% от общего числа посетителей: «Сейчас за сутки нас посещает около 150–180 тыс. зрителей, на пике — 500 тыс.». Средняя ежемесячная аудитория сервиса, по словам представителя Zetflix, составляет 4,5 млн человек.
- В каталоге приложений российского сайта о мобильной электронике 4PDA можно найти 16 подобных пиратских программ только в разделе «Интернет и видео». Среди них, например, Kinopub, ViewBox, LazyMedia Deluxe, Vplay и другие. Их представители не отвечают на запросы комментариев от журналистов.
В Zetflix поделились, что планируют развиваться дальше и добиться размещения своего приложения в отечественных маркетплейсах, таких как NashStore и RuStore.
Контекст
- Многие россияне, согласно соцопросам, не готовы платить за просмотр фильмов — по данным компании «Мегаплан», в 2021 году больше половины (51,8%) российских интернет-пользователей предпочитали пиратский контент официальному.
- Власти активно борются с пиратством, и доходы владельцев нелегальных сайтов падают, но спрос на бесплатный контент, напротив, растет, отметили в Group-IB. По данным компании WebKontrol, которая выявляет нелицензионный контент в интернете, за 2021 год объем пиратского контента в Рунете вырос на 24%.
- Уход из страны зарубежных стриминговых платформ и «заморозка» мировых кинопремьер в отечественных кинотеатрах этой весной подхлестнули интерес к нелегальному контенту», отметили в Group-IB.
- Среди легальных сервисов, которые ушли из РФ, был и онлайн-кинотеатр Netflix, копии фильмов которого распространяет Zetflix. Он начал работать в России в октябре 2020 года и уже в начале 2022-го покинул российский рынок, где у него было 700 тыс. подписчиков, что обернулось для компании огромными убытками.
Но при этом
Владельцы отечественных магазинов приложений заявляют, что не готовы размещать у себя сервисы, открывающие доступ к нелегальному контенту.
- В RuStore (находится под управлением VK) заявили, что пока загружать приложения в магазин могут лишь юрлица, но скоро это смогут делать и частные разработчики. Однако, по словам представителя RuStore, на платформу допустят только тех, кто не нарушает закон.
- В NashStore (от АНО «Цифровые платформы») уточнили, что у самих маркетплейсов нет возможности проверить контент в подобных приложениях на легальность, но подчеркнули, что если будут писать правообладатели с жалобами, то сервис «отреагирует по закону».
- В ассоциации «Интернет-видео» отметили, что по закону приложения, нарушающие авторские права, могут быть исключены из маркетплейсов по решению суда.
Перспектив у пиратских приложений в отечественных сторах нет независимо от того, будут ли нарушаться права российских или иностранных правообладателей.
Алексей Бырдин
гендиректор ассоциации «Интернет-видео»
За чем следить
По мнению юристов, маркетплейсы могут пойти на такое сотрудничество, если им не будут угрожать иски со стороны иностранных правообладателей: «в случае разрешения параллельного импорта в отношении фильмов размещение приложений с пиратским контентом может считаться в России легальной деятельностью».
- Однако, как отметили в ассоциации «Интернет-видео», в случае с фильмами параллельный импорт не работает, поскольку «можно ввезти физический объект, но нельзя ввезти права».
- Депутат Госдумы Елена Драпеко считает, что параллельный импорт зарубежного кино в Россию возможен, если выплачивать правообладателю роялти — она отметила, что в мире уже существует такая практика.
Проблема только одна: без разрешения правообладателя использовать его права. Но мы предлагаем сделать это платно: открыть счета этим правообладателям в России и начислять туда эти деньги. Если они захотят, они смогут их взять.
Елена Драпеко
депутат Госдумы
- Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков в конце июня заявил, что ряд киностудий, среди которых Disney и Sony, ищут способы вернуться в РФ по каналам параллельного импорта.
- В конце июня уже приняли закон о легализации параллельного импорта — он защищает российские компании, которые ввозят товары без разрешения правообладателя, от возможной административной и уголовной ответственности.
- Кроме того, как сообщили российские СМИ, весной власти начали разрабатывать законопроект, который предполагает, что лицензию на контент можно получить через суд, если правообладатель в одностороннем порядке отказался от договора. Это сделает доступ к новым иностранным фильмам, сериалам и музыке «из недружественных стран» легальным в РФ.