Первый удар нанес Ливан. В 2008 году глава Промышленной ассоциации Ливана Фади Аббуд инициировал судебное разбирательство против Израиля. В иске утверждалось, что еврейское государство присвоило себе изначально национальное ливанское блюдо — хумус, пюре из нута, тахини, чеснока лимонного сока и оливкового масла. Параллельно Аббуд обратился в ЕС с требованием признать «хумус» регионально защищенным названием, как «шампанское» и «пармиджано реджано». Так начались «Хумусные войны».
Основные сражения, впрочем, развернулись не в судебных залах — там инициативы Ливана быстро потерпели крах. Вместо этого в 2009 году Аббуд, занявший к тому моменту кресло министра туризма, решил, что, если европейская бюрократия отказывается признать хумус ливанским, это должна сделать наивысшая инстанция на планете — Книга рекордов Гиннесса. В 2008-м рекорд установили израильские повара, приготовив за раз 400 кг пюре из нута. Так что в 2009-м Ливан презентовал инспекторам Гиннесса порцию объемом 2000 кг, официально закрепив рекорд за собой.
Ровно до следующего года, когда под руководством владельца известного арабо-израильского ресторана в городке Абу-Гош местные наполнили четырьмя тоннами хумуса спутниковую тарелку. Израильтяне подчеркнули, что все ингредиенты у них местные, в отличие от Ливана, импортирующего нут из Турции и Канады.

Фото: Alessio Romenzi
Ливанский контрудар был сокрушительным и решающим — 10 452 килограмма, по числу квадратных километров страны.

Фото: Chef Ramzi Choueiri
Горячая фаза «хумусных войн» на этом завершилась — рекорд с тех пор остается за Ливаном.
Делает ли это хумус изначально ливанским блюдом? Не факт. Историки еды сходятся на двух вещах:
- хумус — общее наследие народов Леванта, то есть восточного Средиземноморья, и определить, был ли он изначально придуман на территории современного Ливана, Израиля или Турции, невозможно и бессмысленно;
- если же все-таки пытаться, то наиболее сильный претендент на место происхождения блюда — сирийский Дамаск.
На это есть много указаний — включая упоминания хумуса в правильной, современной рецептуре в сирийской кулинарной книге XIII века. Еще одна подсказка — традиционная манера подачи закуски в глиняной миске, где пюре размазывается по стенкам с углублением по центру. Это, отмечает американский историк Чарльз Перри, указывает на природу хумуса как блюда для высокостатусных городских господ — например, турецких эмиров Дамаска. Бейрут он, впрочем, со счетов не списывает — в Средние века это был крупный, развитый город с легким доступом к лимонам, важному ингредиенту хумуса.
Так что черт его знает, кто и где изобрел хумус. Другой важный вопрос — кто его делает лучше всего — тоже по своей природе не допускает однозначного ответа. Вот что мы знаем точно: хумус — еда объединяющая. Не только потому, что это часть общей культуры Леванта, но и потому, что лучший способ его есть — из большой общей миски в хорошей компании. Макая в него, совсем уж разрушая межнациональные барьеры, и греческую питу, и, чем черт не шутит, мексиканский начос.
Фото обложки: Christopher Alvarenga / Unsplash