КиберпанкДетали

Хиты в эпоху нейросетей: почему музыкальные лейблы выбирают работу с ИИ вместо исков

Композиции, созданные искусственным интеллектом, меняют правила игры в музыкальной индустрии: вместо исков крупные лейблы заключают соглашения с генеративными платформами, создавая новые сервисы. Технологии открывают возможности для звезд и фанатов, но ставят перед представителями бизнеса вопросы о защите авторских прав. Рассказываем, как развивается рынок ИИ-музыки и какие перспективы это открывает для артистов.

Почему музыкальные лейблы меняют отношение к ИИ

Музыкальные мейджоры переходят от судебных разбирательств к стратегии прямых соглашений с компаниями, создающими музыку с помощью нейросетей. Так, Warner Music Group урегулировала спор о нарушении авторских прав с компанией Udio, которая разрабатывает системы создания композиций с помощью искусственного интеллекта.

В июне 2024 года звукозаписывающие компании Universal Music, Sony Music и Warner Records направили коллективный иск против стартапов Udio и Suno. Udio и Suno — два ведущих проекта в сфере генеративной музыки, создающие аудио и вокал по текстовым подсказкам. Оба сервиса позволяют пользователям формировать полноценные песни. Они создают все: от стиля и жанра до текста и мелодии, применяя собственные модели, обученные на больших массивах звуковых данных. 

Лейблы заявляли, что компании использовали записи артистов без разрешения для обучения моделей. Они потребовали от стартапов компенсацию в размере $150 тыс. за каждое произведение. По данным Reuters, Suno должна была заплатить за 660 песен, а Udio — более чем за 1,5 тыс. композиций. Разработчики не согласились с претензиями, ссылаясь на доктрину fair use, и считали, что обвинения направлены на ограничение конкуренции.

Почему музыкальные лейблы меняют отношение к ИИ
Фото: Zuma / TASS

19 ноября 2025 года спор между Warner Music Group и Udio был урегулирован. Стороны объявили о создании сервиса генерации музыки с искусственным интеллектом. Его запуск запланирован на 2026 год. В рамках платформы пользователи смогут создавать ремиксы, каверы и новые песни с использованием голосов и композиций артистов.

Ранее, в октябре 2025 года, аналогичное урегулирование спора с Udio провела Universal Music Group. Стороны также анонсировали запуск совместной платформы для генерации музыки, основанной на лицензированных произведениях из каталога Universal. При этом конкурент Udio, компания Suno, все еще остается участником аналогичных разбирательств.

Как развивается рынок ИИ-музыки 

Генерация музыки с помощью нейросетей за последние 2 года превратилась в отдельный сегмент индустрии и заметно изменила рынок. По данным Российской национальной федерации музыкальной индустрии, в 2025 году на стриминговых сервисах 10–20% новых композиций создается с использованием ИИ. Эксперты прогнозируют дальнейший рост отрасли. Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (CISAC) считает, что к 2028 году рынок ИИ-музыки увеличится более чем в 20 раз — с €3 млрд в 2024 году до €64 млрд.

Виртуальные артисты, работающие по тем же правилам, что и обычные исполнители, уже демонстрируют впечатляющие результаты. Так, в октябре 2025 года ИИ кантри-певец Breaking Rust набрал свыше 3 млн прослушиваний за месяц на Spotify. Его трек Walk My Walk занял первое место в кантри-чарте Billboard. Подобные успехи также показала виртуальная рок-группа The Velvet Sundown. При более чем 1 млн слушателей за один месяц ИИ-музыканты заработали порядка $34 235 на стриминговых сервисах.

Технологии искусственного интеллекта также активно используют настоящие музыканты. С помощью текстовых подсказок и аудиомоделей можно за считаные минуты создать полноценную композицию, экономя время и ресурсы. Некоторые артисты применяют ИИ для генерации битов и мелодий, другие — для написания черновых текстов или создания альтернативных версий треков. Кто-то и вовсе запускает собственные проекты, например продюсер Тимбалэнд основал компанию Stage Zero, которая создает виртуальных исполнителей.

Реакция аудитории на ИИ-музыку пока неоднозначна. Многие слушатели воспринимают нейромузыку как бездушную или даже жутковатую. Тем не менее исследования показывают, что отличить треки, созданные искусственным интеллектом, от композиций, написанных человеком, сложно: по данным Deezer и Ipsos, 97% слушателей не чувствуют разницы между ними.

На фоне массового появления ИИ-треков платформы начали вводить меры прозрачности. В сентябре 2025 года стало известно, что Spotify планирует маркировать композиции, созданные с помощью искусственного интеллекта. Для этого будет использоваться стандарт DDEX, который позволит точно указывать, где и как применялся ИИ. При этом компания подчеркнула, что не планирует полностью запрещать такие треки, а ориентируется на «ответственное» использование технологий.

Что использование ИИ в музыке означает для артистов 

Генеративный ИИ меняет ставит перед артистами новые вопросы о защите прав и будущем их профессии. Уже сейчас голоса известных исполнителей используют для создания новых треков, а сами ИИ-системы во многом учатся на их песнях.

Главная обеспокоенность артистов — невозможность защитить свои авторские права. Ранее написанный материал может использоваться для генерации новой музыки, при этом остается неясным, будет ли это считаться нарушением и будут ли начисляться авторские вознаграждения. Согласно исследованию, за ближайшие 5 лет артисты рискуют потерять примерно 10 млрд рублей потенциальных поступлений.

Уже появляются случаи, когда судебные инстанции становятся на сторону музыкантов в спорах о нарушении авторских прав со стороны ИИ-компаний. Так, в ноябре 2025 года Мюнхенский суд признал Open AI виновным в несогласованном использовании текстов девяти немецких хитов, включая неофициальный футбольный гимн Atemlos Durch die Nacht. ChatGPT обучался на этих произведениях.

Кроме того, возникает вопрос о защите прав при создании полностью нового контента с помощью ИИ. Бюро авторских прав пока не определило, какой уровень человеческого участия необходим для признания произведения объектом авторского права. 

Что использование ИИ в музыке означает для артистов
Фото: VCG / TASS

По словам Харви Мэйсона-мл., главы Recording Academy, ИИ способен создавать качественную музыку, но ее нельзя считать «свежей и уникальной». Однако музыкальный продюсер обеспокоен: если слушатели привыкнут к потоку ИИ-композиций, усредненных на основе сотен лет предыдущих песен, индустрия может потерять часть самых креативных и успешных авторов.

При этом Мэйсон уверен, что ИИ-артисты появятся и будут популярны, но не заменят живых музыкантов. Настоящее мастерство и стиль остаются за человеком. Алгоритм может дать начальный результат, но только музыкант знает, что будет интересно и важно слушателям. Ведущими останутся исполнители, способные передать личный опыт и эмоции.

Любят музыку многие, но создавать по-настоящему хорошую музыку умеют немногие.

Харви Мэйсон-мл.музыкальный продюсер

Некоторые эксперты ожидают появления нового типа артистов, работающих в синтезе с ИИ. Предполагается, что искусственный интеллект будет выполнять рутинные задачи, например создание базового трека, а музыкант — дорабатывать его, превращая в полноценное произведение.

По мнению Мэйсона, развитие ИИ откроет фанатам новые формы взаимодействия с музыкой. Слушатели смогут изменять аранжировки композиций, переводить тексты на другие языки и вносить другие творческие правки в песни своих любимых артистов. 


Фото: VCG / TASS

Копировать ссылкуСкопировано