КапиталДеталиИнтернет

Год без Booking.com: туристы стали самостоятельнее, а сервисы бронирования — активнее. Где отели дешевле и кто метит в лидеры рынка

После ухода Booking.com из России локальные онлайн-тревел агентства пока не смогли занять существенную долю освободившегося рынка.

За год туристы стали самостоятельнее и все чаще бронируют номера напрямую — через сайты отелей.

Тенденция

За год туристы стали самостоятельнее и теперь бронируют номера прямо на сайте отелей: российские онлайн-сервисы пока не смогли полностью заменить Booking.com.

В цифрах

Доля прямых продаж через сайты отелей выросла с 24% до 52%. Например, в Azimut Hotels Company на прямое бронирование приходится более трети всех продаж. На своих сайтах отельеры предлагают клиентам более низкие цены.

Контекст

В целом за 2022 год цены на проживание в российских отелях увеличились. В частности, стоимость ночи в городском отеле выросла на 17,7%. Самыми популярными направлениями среди туристов стали Москва, Санкт-Петербург и Сочи.

Расклад сил

В мире лидером рынка по объему бронирований остается Booking.com. В России ключевыми игроками после ухода сервиса стали Ostrovok.ru и «Яндекс Путешествия».

Тенденция

  • Ни одна из российских туристических онлайн-платформ пока не смогла занять существенную часть доли, освободившейся после ухода Booking.com в марте 2022-го, пишет «Коммерсант». Россияне в основном бронируют номера на сайте отеля либо по телефону, отмечают эксперты. 
  • Представители отрасли фиксируют тренд на самостоятельные онлайн-бронирования как объектов размещения, так и пакетных туров. Когда сервис Booking.com покинул российский рынок, туристы стали намного активнее, но при этом гораздо требовательнее к прозрачности и надежности бронирований, отмечает Ассоциация туроператоров России (АТОР). 
  • Однако представители отрасли ожидают увеличение сегмента онлайн-тревел агентств (ОТА). Учитывая растущую конкуренцию, стоимость привлечения клиентов на сайт для отелей будет только расти, поэтому сотрудничество с ОТА  «выгоднее, чем прямые продажи», считают в МТС Travel.

В цифрах

  • По оценкам TravelLine, на сайты отелей до ухода Booking.com приходилось порядка 24% продаж. С января по середину марта 2023-го доля прямых продаж гостиничных номеров в среднем по России составила 52%. 
  • Отельеры реализуют почти половину своих номеров путем прямых продаж, предлагая цены ниже, чем сервисы интернет-бронирования. Так, комиссия, взимаемая ОТА с отельеров, в среднем составляет 10%.  
  • По данным Bnovo, облачной системы управления гостиницами, объем прямых продаж номеров самими владельцами вырос втрое — до 74,25% от общего реализованного объема.
  • В Azimut Hotels Company на прямое бронирование приходится более трети всех продаж, а в Cosmos Hotel Group посещаемость сайтов отелей сети выросла на 60% за год.

Контекст

  • За год цены на проживание в российских отелях увеличились, отмечает АТОР. Например, эксперты Национального туроператора АЛЕАН оценивают рост в среднем в 10%. В частности, стоимость ночи в городском отеле увеличилась на 17,7%, в курортном — на 17,6%.
  • При этом сократилась глубина бронирования: сегодня туристы в среднем бронируют место проживания примерно за неделю до заезда.
  • Среди туристов за 2022 год вырос спрос на туры в Москву, Санкт-Петербург, Горный Алтай, Кавказские Минеральные Воды и Сочи. Отдых в Сочи стал популярнее на 30%, при этом спрос на размещение в пятизвездочных отелях подскочил на 100%, а в отелях категории 2* — на 40%. Однако чаще всего путешественники все же бронировали трехзвездочные отели (на их долю пришлось 72%). 
  • В Москве и Санкт-Петербурге туристы также предпочитали останавливаться в трехзвездочных отелях (65% и 50% соответственно). Столицу в прошлом году посетили почти 18 млн путешественников. Это больше, чем в 2021-м, но все еще ниже уровня 2019-го, когда Москва приняла почти 25 млн туристов, отмечает АТОР.

Расклад сил

  • По статистике, в мире Booking.com остается лидером рынка по объему бронирований. В 2022-м сервис отчитался о бронированиях на сумму $121,3 млрд: в общей сложности пользователи «купили» 895 млн ночей и приобрели 23 млн авиабилетов. Пик популярности платформы зафиксировали в мае 2022-го: за месяц на Booking.com зашли 564 млн человек. 
  • В России в январе-марте 2022-го в среднем через Booking.com забронировали 57% номеров от общего объема продаж, доля остальных сервисов составила 19%. После того как сервис остановил работу в стране, главной фразой 2022-го для туристов стала «как на Booking.com», отмечают в Travelline: путешественники начали активно искать схожие интернет-ресурсы — такие же «простые и прозрачные». 
  • В Azimut Hotels отмечают, что клиентов Booking.com между собой поделили локальные сервисы Ostrovok.ru, «Яндекс.Путешествия», 101Hotels.com, Bronevik.com, «Суточно.ру», «Академсервис» и Tvil.ru. Кроме того, с апреля 2022 года возможность бронировать номера в отелях по всей России появилась на туристическом сервисе Russpass. 
  • Лидерами среди российских онлайн-сервисов бронирования отелей сегодня являются Ostrovok.ru (на его долю приходится 25,05% от всех продаж ОТА) и «Яндекс Путешествия» (16,17%), подсчитали в Travelline.
  • В «Яндекс Путешествиях» считают, что сотрудничество отелей с платформой повышает их показатели: в высокий сезон 65% пользователей посещают только сайты ОТА, 10% — сайты отелей. В Ostrovok.ru тоже уверены, что владельцам гостиниц выгодно сотрудничать с ОТА, поскольку прямые продажи предполагают дополнительные издержки на персонал и продвижение сайта.

Фото обложки: Freepik

Копировать ссылкуСкопировано