Товарные знаки брендов, свернувших свой бизнес в России в 2022 году, стали целью для «охотников» за такой интеллектуальной собственностью. Как пишет Bloomberg, под угрозой более 300 иностранных компаний, включая такие известные, как Giorgio Armani, Calvin Klein, Amazon.com и Sheraton.
Как отмечает издание, сотни компаний из Европы и США покинули Россию 3 года назад, однако при этом сохранили свои товарные знаки, надеясь все-таки вернуться на один из крупнейших потребительских рынков. Однако сейчас это становится сделать все сложнее.
Согласно российскому законодательству, исключительные права на товарный знак действуют 10 лет. Однако, если правообладатель не использует его в течение 3 лет, товарный знак могут аннулировать или передать другому лицу, который подаст соответствующую заявку и оплатит пошлину.
«Рано или поздно все захотят вернуться в Россию и продолжить работу с того места, где остановились. Но для многих брендов это будет практически невозможно», — заявил в интервью Bloomberg Робин Вебстер, партнер британской юридической фирмы Stevens Hewlett & Perkins (она представляет интересы компаний, которые борются за сохранение своих товарных знаков в России).
Bloomberg выяснил, что, судя по судебным документам, несколько крупнейших мировых брендов уже остались без части своих товарных знаков в России — среди них Victoria’s Secret, Amazon, Ericsson и Nokia. Их права с помощью двух десятков исков оспорил производитель электроники из Гонконга Multigoods Production Ltd.
Сейчас с аналогичной проблемой могут столкнуться такие бренды, как Giorgio Armani, Calvin Klein, Amazon.com и Sheraton. По информации агентства, рассматривается иск сети магазинов оптики «Айкрафт» к компании Luxottica Group, которой принадлежат права на всемирно известный бренд очков Ray-Ban. Кроме того, крайне активны «рейдеры товарных знаков», которые скупают интеллектуальную собственность. Впоследствии компаниям приходится ее выкупать — причем задорого. Так, например, поступила Apple Inc., которая отдала в 2012 году $60 млн фирме из Китая, заранее зарегистрировавшей товарный iPad в своей стране.
Аналогичный тренд уже наблюдался в 1990-х годах, когда многие зарубежные бренды, пытаясь выйти на российский рынок, обнаруживали, что их бренды уже «заняты». Чтобы избежать этой ситуации, в 2024 году зарубежные бренды бросились массово продлевать срок действия товарных знаков. По данным Bloomberg, Роспатент зарегистрировал тогда 15,5 тыс. таких заявок. Почти все их удовлетворили, однако были и те, кому отказали, например представитель французского автопрома — Renault SA.
Среди тех, кто подавал такие заявки недавно, в августе–сентябре 2025 года, Microsoft (до этого заявки компания подавала в апреле одновременно с LG и Intel), PepsiCo, Hyundai, Mercedes-Benz, издательский дом Cond Nast (на бренд журнала Vogue), Louis Vuitton, японский холдинг, который управляет сетью Uniqlo. Кроме того, оставить за собой бренд Zara в России захотел холдинг Inditex. Товарные знаки в Роспатенте уже зарегистрировали Coco Chanel, Warner Bros и Rolex.
Что значит, когда иностранная компания, ушедшая из России, подает заявку в Роспатент?
С точки зрения экспертов, это не говорит о том, что такой бренд готов возвращаться на российский рынок уже сейчас: скорее, он оставляет для себя такую возможность в будущем.
Потенциальное возвращение в Россию зарубежных брендов в начале года вызвало вопрос — а насколько сами потребители в РФ ждут знакомые марки обратно? Пока на фоне пророссийской риторики Дональда Трампа обсуждалось смягчение санкций против РФ, среди россиян был проведен опрос. Тогда выяснилось, что рады зарубежным брендам будут 40% респондентов, но больше половины опрошенных (53%) считают, что принимать их на прежних условиях не стоит. 61% предложили поставить в качестве условия перенос производства на территорию РФ. Тогда больше всего россияне ждали представителей автопрома (43%), техники и запчастей (20%) и только затем уже одежды и обуви (17%).