Культурный кодДетали

Федоскино, Палех, Мстера, Холуй: история лаковой миниатюры в России

В музее «Новый Иерусалим» открылась масштабная выставка «Лаки. Большая история в миниатюре: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй», посвященная наследию русской лаковой миниатюры. Это уникальная возможность проследить путь четырех знаменитых центров — от их иконописных истоков до современного декоративного искусства. Рассказываем, что нужно знать об уникальном жанре.


Искусство лаковой миниатюры, зародившееся в Китае, получило развитие в России в эпоху Петра I благодаря привлечению иностранных мастеров. Становление подлинно национальной художественной школы связано с деятельностью мастерских купцов Лукутиных, традиции которых впоследствии продолжила Федоскинская артель. Благодаря синтезу восточного и западного опыта данный промысел утвердился в статусе уникального объекта не только российского, но и мирового культурного наследия.

Выставка «Лаки. Большая история в миниатюре: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй»
Фото: Арман Тадевосян. Музей «Новый Иерусалим»

Федоскино

Как европейская мода породила старейший центр русской миниатюры

История Федоскина начинается в конце XVIII века — в эпоху, когда Россия активно перенимала европейские технологии и вкусы. В 1795 году московский купец Пётр Коробов основывает фабрику в селе Федоскино. Поводом стала мода на лакированные табакерки и шкатулки из папье-маше, которые уже покорили Европу. Коробов привозит технологию изготовления корпусов, а затем адаптирует ее под отечественные материалы и мастеров.

Федоскино
Фото: Арман Тадевосян. Музей «Новый Иерусалим»

Ключевым моментом становится появление собственных художников, освоивших тонкость масляной миниатюры. Многие из них ранее работали в портретных мастерских, что создало уникальный синтез ремесла и живописи. В XIX веке на фабрике сложилась устойчивая школа, а изделия стали частью бытовой культуры русской аристократии. Среди изготавливаемых изделий были шкатулки, бисерницы, изысканная посуда, пасхальные яйца и многое другое.

После революции промысел проходит сложный этап перестройки: частные фабрики национализируют, создаются кооперативы и артели. Но именно в это время Федоскино приобретает статус государственно значимого художественного центра. Здесь организуется обучение, формируются новые поколения мастеров, укрепляется технологическая база.

В середине XX века промысел выходит на международные выставки, а работы федоскинских художников становятся частью советской культурной дипломатии.

Сегодня Федоскино — не музейный реликт, а живой центр, где продолжается преемственность: от старых мастеров к современным художникам, от дореволюционной традиции к актуальной декоративной культуре.

Палех

Как иконописное село нашло новый путь и преобразовало русскую традицию

Палех был известен как центр иконописи задолго до появления лаковой миниатюры. Село сохраняло византийский канон столетиями, а палехские мастера работали не только для церквей Владимирской и Костромской губерний, но и для крупнейших монастырей страны.

Революция резко изменила художественный ландшафт: тысячи иконописцев потеряли возможность заниматься своим ремеслом. В Палехе кризис был особенно острым — целое село оказалось без дела. В 1924 году группа художников создает «Артель древней живописи», и именно это событие становится точкой рождения палехской миниатюры. 

Палех
Фото: Арман Тадевосян. Музей «Новый Иерусалим»

Мастера долго искали новую художественную нишу и в итоге решили перенести навыки иконописи на лакированные изделия. Они освоили производство папье-маше, подстроили традиционные техники под светский контекст, но не отказались от своей главной ценности — тонкой темперной живописи и духовно-поэтического образа. Особенностью школы был черный фон предмета как условное пространство, особая роспись золотыми пробелами линиями всех фигур, деревьев и необыкновенные по красоте золотые орнаменты.

В 1930-е годы Палех получает всесоюзное признание. Создается художественная школа, ведется систематическое обучение, появляются первые крупные выставки за рубежом.

Палехская миниатюра превращается в новый культурный символ России — наследника византийской традиции, который нашел собственный современный язык.

Сегодня в Палехе работают мастерские, художественный техникум, исследовательские центры. Промысел остается едва ли не самым узнаваемым в стране, а палехская техника — востребованной не только в миниатюре, но и в книжной графике, театральной сценографии и музейных проектах. Преобладание сказочных, былинных литературных сюжетов способствовало прибавление к названию Палеха сказочный.

Мстера

Как древний иконописный центр создал мягкую и лиричную школу миниатюры

Иконописная Мстера известна с XVII века: здесь существовали мастерские, создававшие как монументальные росписи, так и мелкие прориси, миниатюрные житийные иконы, сложные композиции для храмов. Мстерские мастера отличались особой тщательностью и спокойной, «молитвенной» манерой письма.

После 1918 года, когда монастыри были закрыты, иконописание практически прекратилось. В 1920-е годы мастера пытаются сохранить свое ремесло, создавая артель «Древнерусская живопись». Первые годы они еще пишут иконы, реставрируют старые произведения, но постепенно становится ясно: традицию можно спасти, только трансформировав ее.

Так рождается мстерская лаковая миниатюра. Мастера адаптируют древние навыки под новые условия, создают собственную художественную программу, внедряют обучение. Уже к 1930-м годам Мстера превращается в полноценный художественный центр, известный по всей стране.

Ларец «Русская глубинка», Молодкин Денис Владимирович, Владимирская область, п. Мстера. 2007 г.
Ларец «Русская глубинка», Молодкин Денис Владимирович, Владимирская область, п. Мстера. 2007 г.Фото: Арман Тадевосян. Музей «Новый Иерусалим»

Важно, что мстерские художники сохраняют преемственность не только в технике, но и в методе коллективной работы, в принципах композиции, в самой культуре художественных артелей.

Здесь до сих пор живет особая тишина старой иконописной школы — уважение к ремесленной дисциплине, ручной работе, внутренней гармонии образа.

Сегодня в Мстере действуют учебные заведения, мастерские, современные артели. Промысел продолжает жить благодаря постоянной передаче опыта — от мастеров, работавших в середине XX века, к молодым художникам, которые приходят в Мстеру учиться.

Холуй

Как древнее ремесло выжило в новой эпохе и сохранило народный характер

Холуй — старинное иконописное село, где еще в XVII веке работали мастера, известные на всю страну. Здесь создавались иконы для северных монастырей, для купеческих семей, для храмов Ярославской и Костромской губерний. Холуйский стиль отличался мягкостью, вниманием к человеческому образу, любовью к деталям — чертами, которые позже проявятся и в миниатюре.

Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры Кузнецов Дмитрий Евгеньевич
Фото: Арман Тадевосян. Музей «Новый Иерусалим»

После революции холуйские иконописцы, как и их соседи, оказались на грани исчезновения. В 1934 году создается артель «Холуйская древняя живопись». Первое время мастера пытаются сохранить иконописание, но государственная политика постепенно направляет артель к созданию декоративно-прикладного искусства.

Этот переход был непростым, но именно он позволил сохранить школу. Художники перенимают опыт Палеха и Мстеры, совмещая его с местной традицией. Формируется собственная система обучения: сначала небольшой кружок, затем мастерские, а после — полноценное художественное училище.

Пластина «Поэт революции», Ёлкин Виктор Александрович, Ивановская область, Южский район, пос. Холуй. 1979 г.
Пластина «Поэт революции», Ёлкин Виктор Александрович, Ивановская область, Южский район, пос. Холуй. 1979 г.
Фото: Арман Тадевосян. Музей «Новый Иерусалим»

К середине XX века Холуй закрепляется как отдельный центр миниатюры, а его мастера участвуют в международных выставках, получают государственные премии, преподаватели ведут подготовку новых поколений художников.

Сегодня Холуй остается одним из немногих мест, где ремесло существует непрерывно почти пять столетий — от иконописцев XVII века до современных художников темперной живописи. Школа не только сохраняет традиции предков, но и активно работает в новых жанрах: оформляет книги, создает авторские проекты, сотрудничает с музеями и коллекционерами по всему миру. Что касается сюжетов, особое место занимают фольклорные, живые и выразительные жанровые зарисовки, поражающие свободой и фантазией, портретное направление и архитектурные памятники Отечества.

Фото обложки: Арман Тадевосян. Музей «Новый Иерусалим»

Копировать ссылкуСкопировано