Правила игрыДетали

Дроны-гаишники могут появиться на российских дорогах

В России обсуждают возможность масштабного использования беспилотников на дорогах — предполагается, что они возьмут на себя часть обязанностей ДПС на фоне дефицита кадров. Дроны могут выявлять нарушителей правил, отслеживать машины, объявленные в розыск, и даже оформлять мелкие ДТП.

Зачем ГИБДД беспилотники на дорогах 

Власти обсуждают перспективу применения дронов для фиксации нарушений ПДД — о результатах тестирования этой системы и необходимой правовой базе говорили на круглом столе в Совете Федерации, пишет «Коммерсант». 

В ГИБДД рассказали, что уже испытывают средства беспилотной авиации (дроны, дирижабли и аэростаты) с 2022 года в 29 российских регионах, среди них, например, Вологодская область и Краснодарский край. Беспилотники обеспечивают безопасность дорожного движения — в первую очередь фиксируют неправомерное поведение водителей. Так, в 2022–2023 годах дроны запечатлели 35 тыс. нарушений. В основном это выезд на встречную полосу, движение по обочине и проезд на красный сигнал светофора. Для работы на дорогах обычно применяются квадрокоптеры с камерами дневного и ночного видения. При этом штрафы выписывают все равно инспекторы: водителя останавливают, показывают ему запись с беспилотника и оформляют протокол. 

Дрон для фиксации нарушений ПДД
Дрон для фиксации нарушений ПДД
Фото: ГИБДД РФ

В МВД утверждают, что использование дронов снижает аварийность. Например, в Вологодской области по итогам 2023-го число ДТП на федеральных автодорогах, которые «патрулировали» беспилотники, снизилось на 13,5% год к году. Число погибших в них людей сократилось более чем на 22,5%. В ГИБДД отмечают, что БПЛА можно использовать не только для выявления нарушителей, но и для обнаружения транспортных средств, находящихся в розыске, контроля за состоянием дорог и соблюдения требований безопасности при ремонте на трассах. 

Дефицит кадров будет только расти. Нужно изыскивать новые формы контроля без участия человека. 

Игорь Тресков
член Комитета Совета Федерации по экономической политике

Еще один обсуждаемый способ применения беспилотников — оформление ДТП. В ГИБДД предлагают устанавливать на крышах зданий дрон-боксы. Это автономные станции с БПЛА для решения задач, обычно возложенных на ДПС. Они будут обрабатывать данные и выдавать полетные задания, заряжать аккумуляторы беспилотникам и в том числе отправлять их на мелкие происшествия. Это повысит скорость реагирования на ДТП. 

Какие изменения хотят внести в законодательство 

В Совфеде предполагают, что массовое использование дронов начнется после окончания военных действий на Украине. До тех пор чиновники хотят проработать правовую базу — не исключают даже создания отдельной рабочей группы, которая займется этим вопросом. Чтобы повсеместно использовать беспилотники на дорогах, необходимо прописать порядок закупки дронов регионами, регламент передачи данных в МВД и сертификации «летающих» камер. Если этого не сделать, водители смогут оспаривать решения по привлечению к ответственности, говорит сенатор Игорь Тресков. 

Машины на дорогах
Фото: Александр Манзюк / ТАСС

Согласно действующему законодательству, камеры, которые могут фиксировать нарушения и в автоматическом режиме выписывать штрафы, должны быть установлены на столбе или на определенной опоре. Дроны под эту категорию не подпадают. Более того, в Кодексе об административных правонарушениях сейчас вообще нет статей, которые устанавливают ответственность за нарушения, зафиксированные беспилотниками.

Есть и технические проблемы: на данный момент на беспилотниках установлены камеры с недостаточно хорошей оптикой. Их необходимо менять, чтобы система могла делать четкие фото с номером машины даже в плохую погоду. Кроме того, не хватает специалистов, способных управлять аппаратами. «Ведомости» пишут, что сотрудников правоохранительных органов уже начали обучать работе с дронами для фиксации нарушений ПДД.

Как полиция по всему миру использует беспилотники

Дроны в разных странах применяются для мониторинга территорий, поиска пропавших людей, анализа ситуаций на дорогах и контроля массовых протестов. Так, в США с весны 2025-го активно расширяют программу Drone as First Responder, или DFR («Дрон как служба экстренного реагирования»): беспилотники оказываются на месте происшествия быстрее патруля и обеспечивают трансляцию происходящего в реальном времени, а управлять ими можно из участка. В полицейском департаменте города Чула-Виста (штат Калифорния) говорят, что среднее время реагирования дронов — менее 2 минут. 

Публичного списка населенных пунктов, где используют систему DFR, нет, но The Washington Post пишет о «десятках городов» США. Программу продвигают как «спасение» для полицейских и простых граждан: дроны уже помогают искать пропавших и работают в чрезвычайных ситуациях вроде перестрелок. Но эксперты высказывают опасения по поводу конфиденциальности и сбора личных данных. 

Когда у вас есть камера в небе, которая может видеть то, чего обычно не видят полицейские, это открывает огромные возможности для вторжения в частную жизнь.

Берил Липтон
старший научный сотрудник международной некоммерческой группы по защите цифровых прав Electronic Frontier Foundation 

В Великобритании в 2025 году исполнилось 10 лет с момента создания первой «команды» полицейских беспилотников. Местные власти отмечают, что дроны — значительно более доступный вариант, чем традиционные методы наблюдения с воздуха (например, вертолеты). Оснащенные камерами высокого разрешения и тепловизорами, они позволяют полиции оперативно осматривать место преступления, выслеживать подозреваемых в труднодоступных районах и наблюдать за протестующими. 

Дроны позволяют полиции наблюдать за крупными общественными мероприятиями, такими как протесты, концерты или спортивные состязания, предоставляя информацию о передвижении толпы и потенциальных рисках для безопасности в режиме реального времени. Кроме того, беспилотники могут служить средством устрашения потенциальных преступников: вид парящего над головой дрона побуждает людей вести себя ответственно, снижая вероятность беспорядков.

представитель британской компании Eagle Eye Innovations, специализирующейся на обучении и консалтинге в области БПЛА 

А вот в Индии беспилотники не только наблюдают за протестующими, но и помогают полиции в подавлении беспорядков. В 2024 году для разгона толп фермеров, требующих повышения зарплат и введения минимальных гарантированных цен на сельхозпродукцию, использовали слезоточивый газ. Его распыляли с беспилотников. 

Фото обложки: Александр Манзюк / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано