Культурный кодДетали

Домашняя еда vs доставка: что дешевле и почему стоять у плиты полезно для психики

Все больше россиян в последнее время готовят дома: они отказываются от сервисов доставки еды и походов в рестораны ради экономии и желания контролировать качество продуктов. К тому же кулинария — одно из самых популярных хобби в стране. Те, кто увлекается готовкой, любят повторять ресторанные блюда в домашних условиях и до сих пор скупают сборники с рецептами в книжных магазинах. 

Почему россияне отказываются от доставки еды

Россияне стали чаще отказываться от сервисов доставки еды и походов в рестораны в пользу самостоятельной готовки, говорится в исследовании компании Röndell. Так, 35% респондентов отметили, что в последнее время чаще готовят дома. Основные причины тому — экономия средств (73%) и желание контролировать качество продуктов (63%). 

Самостоятельная готовка
Фото: Nikolay Gyngazov / Global Look Press

Доставка вызывает недоверие у покупателей по нескольким пунктам: из-за процесса приготовления блюд, о котором ничего не известно, и высокого содержания соли и жира в готовой еде. Есть и те, кто боится утратить навык готовки и кому некомфортно питаться «не своей» едой. 

К тому же опросы показывают, что до России добрался тренд No Buy 2025, или 2025-й без покупок. Он завирусился в соцсетях еще в начале года: молодые пользователи TikTok стали массово отказываться от необдуманных трат, чтобы бороться с культурой перепотребления и заодно научиться финансовой грамотности. Поэтому блогеры предлагали выделять средства только на самое необходимое — плату за жилье, общественный транспорт и еду. По данным Anketolog.ru, 48% россиян хотели бы сократить объем покупок в 2025-м. Из них 18% намерены отказаться от сервисов доставки еды. 

В чем плюсы доставки еды

Несмотря на сомнения потребителей, аналитики фиксируют стабильный рост числа заказов в сервисах доставки, а в Data Insight прогнозируют, что по итогам 2025-го российский рынок e-grocery вырастет до 1,6 трлн рублей (+36% год к году). 

По данным исследования сервиса «Купер», каждый пятый онлайн-заказ продуктов содержит позиции из категории готовой еды. В частности, 28% покупателей регулярно добавляют в свою виртуальную корзину салаты и закуски, супы и основные блюда, готовую выпечку, бутерброды и сэндвичи. Рост интереса к готовой еде аналитики отмечают среди молодых людей 18–24 лет и старшей аудитории в возрасте 45–55 лет. И большая часть заказов приходится на Москву и Санкт-Петербург. 

Доставка еды
Фото: Валентин Егоршин / ТАСС

Пользователи сервисов доставки выбирают их в первую очередь из-за экономии времени — в таком случае не нужно ходить за продуктами и стоять у плиты. Зато можно попробовать блюда разных кухонь и выбрать индивидуальный рацион: в современных каталогах готовой еды есть блюда для веганов, вегетарианцев, тех, кто сидит на диете или, наоборот, набирает мышечную массу. 

Доставка или домашняя еда: что выгоднее 

У самостоятельной готовки тоже есть ряд значимых плюсов

  • можно использовать те ингредиенты, которые вы выбрали сами и в которых вы уверены на 100%;
  • нет необходимости ограничивать себя в размере порции и соотношении количества продуктов и специй;
  • полный контроль над ситуацией: можно не переживать из-за времени доставки и не бояться того, что еда окажется невкусной или просроченной. 

Но главное преимущество домашней еды — экономия. Сервисы доставки закладывают в стоимость не только сами продукты, но и налоги, зарплаты сотрудникам, расходы на электроэнергию и логистику. Пользователи Сети регулярно проводят эксперименты: неделю заказывают готовые блюда, неделю — самостоятельно стоят у плиты. Второй вариант, как правило, оказывается дешевле в 2 раза, а то и больше. Простой пример: в «Яндекс Лавке» порция карбонары (235 граммов) стоит 385 рублей, а набор продуктов для приготовления примерно килограмма этой пасты обойдется в среднем всего в 600 рублей. 

Для тех, у кого нет времени на готовку, может подойти «сменный» график: одну неделю жить на готовой еде, вторую — на домашней. Или планировать меню заранее: закупать продукты на неделю и готовить на выходных. 

Тренд на домашнюю еду

Кулинария — одно из самых популярных хобби среди россиян. Те, кто увлекается самостоятельным приготовлением пищи, любят изучать новые рецепты блюд и напитков и экспериментировать со вкусами. Это хобби особенно свойственно людям в возрасте 45–54 лет. Они повторяют на собственных кухнях ресторанные блюда по рецептам блогеров и даже обращаются к тематической литературе. 

Самостоятельная готовка
Фото: Fabian Sommer / TASS

Так, в первом квартале 2025-го спрос на книги о русской кухне увеличился на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказали в «Читай-городе». В топе по продажам — «Русская кухня» Вильяма Похлебкина с рецептами холодных и горячих супов, каш, блинов и пирогов. Интересуются россияне и национальными кухнями других стран, поэтому высокий спрос сохраняется на книги «Казан, мангал и другие мужские удовольствия» Сталика Ханкишиева и «Грузинская кухня. Самые вкусные рецепты» Елены Киладзе. 

Психологи, в свою очередь, напоминают, что процесс приготовления пищи, похожий на сеанс медитации, помогает избавиться от негативных эмоций и побыть наедине с собой. Это подтверждают многочисленные исследования. Например, австралийские ученые из Университета Эдит Коуэн провели эксперимент с участием более 650 человек, которые в течение 7 недель проходили курс по кулинарии. После окончания программы исследователи обнаружили, что у «испытуемых» значительно улучшилось общее самочувствие и психическое здоровье. 

Приготовление пищи дома или в других местах — это акт терпения и осознанности, выход для творческого потенциала. К тому же готовка помогает повысить самооценку, поскольку человек чувствует себя хорошо, когда делает что-то приятное для себя и своих близких. 

Джули Охана
основательница курса Culinary Art Therapy

Фото обложки: Fabian Sommer / TASS

Копировать ссылкуСкопировано