Культурный кодДетали

Домашние задания в школах могут уйти в прошлое: насколько они действительно необходимы и полезны ученикам

В Госдуме обсуждают идею отказа от домашних заданий в школах. При этом ученые и педагоги все чаще сомневаются в реальной пользе самостоятельной работы учеников после уроков. Частично это подтверждается и мировой практикой: в Финляндии объем «домашки» сокращен, но качество образования не падает. Рассказываем, насколько на самом деле эффективны домашние задания и какие перспективы открываются перед российскими школьниками.

Почему депутаты хотят избавить учеников от домашних заданий

В российских школах могут отменить домашние задания, сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин в своем телеграм-канале. Депутаты планируют обсудить вопрос чрезмерной нагрузки на учеников в сентябре. Володин заявил, что дети учатся по 8–10 часов в день, а родители жалуются на сложную программу и большой объем домашней работы. Среди почти 10 тыс. комментариев в его канале большинство подтверждали перегрузку школьников.

«Несмотря на признание проблемы, до сегодняшнего дня конкретных предложений в этой части не выработано», — отметил Володин. Он также подчеркнул, что современные технологии, включая искусственный интеллект, дают ученикам новые способы формального выполнения заданий, что часто превращает его в пустую трату времени.

Почему депутаты хотят избавить учеников от домашних заданий
Фото: Сергей Булкин / ТАСС

При этом уже с начала следующего учебного года в российских школах вступят в силу новые нормы по объему домашних заданий. Министерство просвещения РФ закрепило требования на законодательном уровне, чтобы снизить нагрузку на детей и обеспечить баланс между учебой и отдыхом. 

Как изменится объем домашних заданий 1 сентября 2025 года

Для начальной школы были введены конкретные временные нормы на выполнение домашних заданий. С 1 сентября 2025 года ученики первого класса должны будут тратить на домашнюю работу не более часа в день, а второго и третьего — по 1,5 часа, четвертого — до двух часов. 

Педагогам рекомендовано задавать задания на следующий урок непосредственно на текущем занятии, а всю информацию дублировать в электронный журнал не позднее конца учебного дня. Учителя также должны учитывать длительность подготовки к серьезным заданиям, таким как рефераты, доклады и презентации, и выделять для этого достаточное время. 

Что говорят учителя про возможную отмену домашних заданий

Многие педагоги отмечают, что идея депутатов вызывает у них опасения. Учитель естествознания школы №67 Александр Серкин сообщил с радиостанции «Коммерсант FM», что не понимает, как можно эффективно изучать, например, иностранный язык без регулярной самостоятельной работы. 

Часть преподавателей также отмечает, что иногда необходимо задавать материалы для самостоятельного прочтения, чтобы затем обсудить его на уроке. Они поясняют, что без домашней практики сложно пройти весь объем упражнений, предусмотренных школьными учебниками.

Я не представляю, каким образом могут работать учителя, преподающие математику, языки, в том числе русский, физику. Ведь в этих предметах существует большое количество упражнений, задач, примеров. Это достаточно серьезная часть ежедневной работы, которую выполняет всякий школьник. А по устным предметам, действительно, иногда можно ограничиться тем, чтобы просто повторить то, что было на уроке. А иногда нельзя этим ограничиться и, наоборот, нужно задать определенный материал, который дети должны прочитать и прийти с тем, чтобы в классе это обсуждать.

Леонид Кацваучитель истории 
Учителя про отмену домашки
Фото: mos.ru

Некоторые учителя, комментируя инициативу депутатов, отметили в интервью «Российской газете», что формат домашних заданий необходимо менять. По их словам, в нынешнем виде они чаще служат инструментом контроля знаний, а не развития навыков, и нередко превращается в механический поиск ответов в интернете или использование ИИ. Учителя считают, что необходимо сохранить образовательную ценность домашней работы как процесса самостоятельного освоения материала.

Такие предметы, как математика, русский язык, иностранные языки, требуют регулярной практики. Но домашние задания по ним должны быть короткими и направленными на закрепление ключевых навыков: 15–30 минут для тренировки конкретной темы. А вот естественные науки, обществознание, история лучше работают через исследования и проекты. Тут больше подойдут форматы мини‑исследований, коротких эссе, наблюдений. Литература и чтение — обязательны как привычка. Домашняя работа может быть чтением с краткой рефлексией или обсуждением в классе.

Виктория Балаклеецучитель школы

Вместе с тем отменить домашнее задание невозможно даже по техническим причинам, отмечает профессор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. По ее словам, для этого потребовалась бы полная перестройка методики преподавания, изменение программы и перевыпуск всех учебников.

Насколько на самом деле полезны домашние задания

Еще до появления искусственного интеллекта ученые ставили под сомнение эффективность домашних заданий. Так, в середине 2000-х исследователь из Дьюкского университета Харрис Купер пришел к выводу, что нет убедительных доказательств связи между домашней работой и успеваемостью.

А в 2012 году исследование с участием более 18 тыс. десятиклассников показало, что учащиеся, которые проводят много времени за самостоятельным изучением сложного материала, не становятся умнее. Наоборот, они теряют мотивацию и путаются в знаниях.

Насколько эффективны домашние задания
Фото: Елена Афонина / ТАСС

Однако существует и противоположное мнение. Некоторые специалисты считают, что правильно подобранные домашние задания помогают развивать самостоятельность, укрепляют уверенность в своих силах и учат преодолевать трудности. Международное сообщество колледжей и университетов по ответственному внедрению инноваций в образование Digital Education Council опубликовало отчет «Новая эра оценивания». В нем выделены три типа внеклассной работы, которые могут быть эффективны в условиях распространения ИИ:

  • «Сначала ИИ, потом человек» — студент просит ИИ написать черновик, а потом сам исправляет и улучшает его;
  • «ИИ как ролевой партнер» — ИИ играет роль пациента или эксперта, и студент общается с ним, тренируя навыки общения и принятия решений;
  • «Сравнение работы человека и ИИ» — студенты смотрят на два варианта решения: свое и от ИИ, а после сравнивают их сильные и слабые стороны.

В каких странах домашние задания сократили или отменили

В Финляндии ученики почти полностью освобождены от домашних заданий в начальной и средней школе. Даже если их выдают, на выполнение работы выделяется не более 30 минут в неделю, а сама она носит исследовательский характер. В системе образования принято, что дети дома проводят время с семьей и занимаются хобби, а обучение строится по индивидуальному плану. Несмотря на это, финские школьники стабильно показывают хорошие результаты в международных тестах.

В Израиле с 2018 года отменили обязательные домашние задания до шестого класса. Власти рекомендуют не тратить на них больше 10–30 минут в день, считая, что учеба после уроков часто используются как наказание и малоэффективна, так как многие дети не могут сами разобраться с материалом.

В Польше с апреля 2024 года ученикам 1–8 классов нельзя задавать домашние задания и ставить за них оценки. Это сделано, чтобы снизить нагрузку и дать детям больше времени на семью и увлечения. При этом в стране такое решение вызвало споры среди экспертов: одни считают, что оно повысит интерес детей к учебе, другие опасаются, что отмена домашних заданий ухудшит развитие самостоятельности и креативности у ребенка.

Фото обложки: Kira Hofmann / TASS

Копировать ссылкуСкопировано