Что происходит с Домом Казакова
Дом по адресу Малый Златоустинский пер., 1/11, был построен в 1802 году Матвеем Казаковым — для себя и своей архитектурной школы. Позже, в 1870-е годы, по проекту Константина Быковского надстроили третий этаж и переоформили фасады. Это объект культурного наследия, или памятник архитектуры, федерального значения.
Сейчас там проходят противоаварийные работы, заявили в департаменте культурного наследия. Строители разбирают завалы кровли, перекрытий и внутренних стен, демонтируют часть стен второго этажа, укрепляют первый. Впоследствии разобранную кладку будут восстанавливать, работы идут с разрешения ведомства.

Дом Казакова долгое время не эксплуатировался, в результате пожара здесь были утрачены перекрытия, внутренние стены, на протяжении 20 лет он находился без кровли. Здание пришло в критически аварийное состояние, создалась угроза обрушения второго этажа… После завершения первоочередных противоаварийных работ специалисты приступят к комплексному восстановлению здания.
Пресс-служба департамента культурного наследия Москвы
Почему против работ протестуют градозащитники
Движение «Архнадзор» выступило с резкой критикой работ в Доме Казакова. Сооснователь движения Рустам Рахматуллин назвал происходящее сносом. «Хотелось бы ошибиться в мрачном прогнозе, но исход, по всей вероятности, будет таким: за лицевым фасадом по переулку, укрепленным силовыми конструкциями, возникнет фактически новое здание с освоенным подземным пространством», — отмечается в заявлении градозащитников.

Фото: Архнадзор / Telegram
Сказано достаточно эмоционально, но именно так искусствоведы и просто неравнодушные горожане обычно оценивают проекты, связанные с демонтажем исторических конструкций. У строителей традиционно свое мнение: разобрать и построить заново легче и надежнее. Примирить эти точки зрения в теории должны экспертиза и проект реставрации.
Когда при реставрации приходится разбирать здание
Запущенное состояние дома было зафиксировано еще в 2016 году актом государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ). Однако на тот момент аварийным было обозначено состояние лишь внутренних стен и стен пристроек — остальные признаны ограниченно работоспособными.
Из этого следует, что стены должны были не разбираться, а реставрироваться. В действующем ГОСТе «Реставрация кирпичной кладки» приведено несколько технологий, применяемых в зависимости от исходного состояния стен. Так, при значительных утратах производится вычинка, то есть восполнение отсутствующей кладки схожими по виду и параметру кирпичами. При менее тяжелых повреждениях кладка укрепляется докомпоновкой или инъекцией раствора.
Однако в 2025 году начался частичный разбор в том числе и фасадных стен дома. Учитывая, что работы идут с ведома охранного департамента, остается предполагать, что за прошедшие 9 лет состояние кладки ухудшилось настолько, что аварийными стали и основные фасадные стены.
Свидетели работ отмечают, что строители при помощи погрузчика убирают с площадки исторические кирпичи. Их можно будет впоследствии применить при воссоздании кладки, если работы будут вестись в реставрационном режиме.
По какому проекту будет проводиться реставрация, не вполне очевидно: действующий проект был утвержден еще в январе 2017 года и не предусматривал разборку значительной части фасадных стен. Однако соблюсти предметы охраны объекта культурного наследия можно и в нынешнем положении.
Как было определено в 2014 году, охране подлежат:
- местоположение и градостроительные характеристики;
- объемно-пространственная композиция на 1875 год (три этажа);
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов;
- пространственно-планировочная структура интерьеров;
- капитальные стены и сводчатые перекрытия (в уровне подвалов);
- элементы оформления интерьеров;
- характер оформления столярных заполнений дверных и оконных проемов.
Вероятно, все это (кроме частично утраченных сейчас капитальных стен) можно воссоздать в ходе дальнейших работ. В остальном же, судя по всему, здание получит современное наполнение, инженерные системы, а возможно, и освоенное подземное пространство (если этому не помешает сохранение сводчатых перекрытий). В доме, по последним данным, разместится подразделение Федерального казначейства.
Что находилось в Доме Казакова раньше
В 1782 году 44-летний Матвей Федорович Казаков, уже известный в Москве архитектор, за 4 тыс. рублей приобрел участок на углу Большого и Малого Златоустинских переулков, в приходе храма св. Николая в Клениках. Мастер работал в Кремлевской экспедиции под началом Василия Баженова, а вскоре и возглавил ее. На купленном участке стояла каменная палата и служебные постройки.

Фото: PastVu
Несколько лет спустя Казаков рядом с изначальной палатой построил двухэтажное здание в расчете не только на расширение собственного жизненного пространства, но и на основанную им архитектурную школу. Семья продолжала при этом жить в старой постройке. Школа, достроенная к 1802 году, успешно действовала до 1812-го, среди ее выпускников — зодчие Иван Еготов, Евграф Тюрин, Осип Бове, Алексей Бакарев, Иван Таманский.
7 ноября 1812 года Матвей Казаков умер в эвакуации в Рязани, не в силах пережить известия о пожаре Москвы. Ученики и сыновья продолжили дело архитектора, работая над послепожарным восстановлением старой столицы. А вот дом в Златоустинском переулке разделили на три части и заложили в Дворянском банке: семья Матвея Казакова была не слишком богатой, но зато многочисленной.
Полвека спустя, в 1870-е годы, дом был надстроен третьим этажом по проекту Константина Быковского. В качестве дани памяти Казакову архитектор оформил скругленный угол по образцу казаковского старого здания Московского университета. В доме находились квартиры и лавки.
Советская история дома ничем не примечательна: квартиры были превращены в коммуналки, лавки стали магазинами. В 1953 году архитектор-реставратор Рувим Подольский предложил организовать в доме музей Матвея Казакова и его школы. Идея так и не была в полную силу поддержана политической волей ни в советские, ни в постсоветские годы. А в 2006 году в доме произошел пожар: квартиры и офисы были выселены, началось разрушение здания.
Фото обложки: Департамент культурного наследия города Москвы