КапиталДетали

«Делимобиль» выезжает на рынок

Лидер каршерингового рынка «Делимобиль» займет деньги у россиян. Разбирались, стоит ли покупать облигации компании.

В «Каршеринг Руссия» (работает под брендом «Делимобиль») вместо IPO решили выпустить свои первые облигации на внутреннем рынке. На этой неделе начался сбор заявок. «Московские новости» выяснили у Романа Романовича, инвестора и автора подкаста «Поговорим об инвестициях», стоит ли покупать бумаги убыточной компании, которая обещает доходность 13% годовых. 

Что произошло

В «Каршеринг Руссия» (основная операционная компания сервиса «Делимобиль») заявили, что планируют выпустить облигации на общую сумму 50 млрд рублей. Сейчас компания заявила о первом выпуске, пока на сумму 3 млрд руб. Сбор заявок начался на этой неделе и пройдет до 5 августа. Доходность обещают хорошую: до 13,1% годовых. При этом выплаты по купонам будут происходить ежеквартально. 

Деньги, которые компания получит, продав облигации, она направит на развитие бизнеса. Средства пойдут на то, чтобы увеличить и обновить автопарк, на внедрение новых технологий и, помимо этого, на региональную экспансию. При этом «Делимобиль» уже работает в 10 российских городах, а в его автопарке больше 20 тыс. машин, которыми пользуются более 7,8 млн человек. У компании есть собственные станции техобслуживания и онлайн-сервис, который позволяет отслеживать состояние автопарка. 

Облигации вместо IPO 

Как напоминает Роман Романович, инвестор и автор подкаста «Поговорим об инвестициях», «Делимобиль» является лидером в российском каршеринге. Его доля на этом рынке составляет 44%, на втором месте «Яндекс» — 38%. «При этом весь рынок каршеринга делят эти две компании вместе с BelkaCar. «Делимобиль» — единственный из них, кто вышел на биржу», — отмечает эксперт. 


Правда, изначально в Delimobil Holding планировали привлекать средства инвесторов с помощью акций. Прошлой осенью была речь о проведении IPO на Нью-Йоркской и Московских биржах. Это позволило бы компании получить до $276 млн. Однако в последний момент эту затею отложили «из-за рыночных условий». Сейчас речь идет о выходе уже на Гонконгскую биржу в 2023 году. 

Сейчас, в свете санкций, Delimobil Holding не хочет рисковать и выходить в США. Вместо этого компания решила изменить стратегию и начать с того, чтобы занять деньги на внутреннем рынке с помощью облигаций. Однако от идеи привлечь международных инвесторов в Delimobil Holding не отказываются. Просто IPO теперь планируется проводить в Китае — на Гонконгской бирже в 2023 году. В этом плане каршеринг следует общему тренду: о том, чтобы привлекать капитал в Азии, думают все больше российских компаний. 

Несмотря на убытки 

Интересно, что, несмотря на то что компания зарабатывает деньги и является лидером рынка, официально «Каршеринг Руссия» считается убыточной. В начале июля компания заявила, что в 2021 году ее чистый убыток был на уровне 437 млн рублей. Правда, в самой компании пояснили, что всему виной выплаты акционерам. Если бы их не было, то удалось бы показать чистую прибыль. 

Если смотреть на чистую прибыль, то компания действительно выглядит убыточной. Однако это не единственный показатель, по которому оценивается бизнес. Есть разные уровни эффективности: кто-то смотрит на чистую прибыль, кто-то — на операционную, кто-то — на прибыль до налогов. У «Каршеринг Руссия» чистая прибыль отрицательная, зато другие виды положительные. Для инвестора это знак, что компания может зарабатывать деньги. 

Так, скорректированная EBITDA составила 2,738 млрд рублей, а выручка — 12,9 млрд рублей (из них 97% принес каршеринг и 3% — долгосрочная аренда авто). 

При такой выручке то, что компания хочет привлечь 50 млрд рублей с помощью облигаций, говорит о ее масштабных планах. Судя по всему, «Каршеринг Руссия» планирует кратный рост бизнеса, тем более что основания для такого оптимизма есть. Компания растет, что вселяет определенную уверенность инвесторам. Та же выручка в 2021 году увеличилась в 2 раза, если сравнивать с 2020 годом. 

Доходность в перспективе 

По мнению эксперта, выпуск облигаций выглядит как взаимовыгодный обмен. С одной стороны, «Делимобиль» не готов выходить на рынок через IPO и предпочитает следовать общему тренду российских компаний, бросившихся выпускать облигации (более подробно читайте здесь). 

Просто продать долю компании через IPO Delimobil Holding сейчас не очень интересно, потому что инвесторы, видя высокие риски, не готовы вкладываться в бизнес. Зато участники рынка готовы дать в долг при двух условиях. Первое — инвесторы хотят понимать, где и как компания будет развиваться. Второе — она предложит хорошую ставку.

В этом плане 13% — это хорошая доходность. Как напоминает эксперт, на фоне того, что Центробанк только что снизил ключевую ставку до 8% и планирует понижать ее дальше до 4% к 2024 году, предложение «Делимобиля» выглядит привлекательно.

Понижение ключевой ставки означает, что вместе с ней становятся меньше проценты по депозитам. То есть уже сейчас доходность по облигациям «Делимобиля» на 5 процентных пунктов выше, чем ключевая ставка и депозиты, а к 2024 году разница составит 8–9%. Именно поэтому сейчас хорошее время, чтобы зайти в такой актив. 

Тем более что общий прогноз по рынку каршеринга позитивный. Аналитики уверены, что в контексте падения доходов все больше россиян будут отказываться от идеи купить авто и станут выбирать его аренду. На этом фоне акционеры «Делимобиля» ждут выхода чистой прибыли в плюс — причем уже через год-два. Все это делает облигации компании перспективными.