В цифрах
Чистая прибыль Meta* в 2022 году сократилась на 55%, до $4,7 млрд, из-за метавселенной компания потеряла $13,7 млрд.
За чем следить
Марк Цукерберг обнадежил инвесторов планами по закрытию убыточных проектов, после чего акции Meta* пошли вверх. Но топ-менеджеры утверждают, что от основного генератора убытков — метавселенной — их шеф отказываться не намерен.
Тенденция
Даже в случае успеха метавселенной Meta* компания может столкнуться с серьезной конкуренцией: виртуальные миры создают и другие игроки отрасли, а, по прогнозам McKinsey & Co, к 2030 году пользователи будут тратить в них по $5 трлн в год.
В России
МТС инвестирует $100 млн в создание собственной метавселенной, те же планы у VK, а у «Яндекса» и «М.Видео» уже есть виртуальные пространства в Roblox.
В цифрах
Meta* опубликовала отчет за четвертый квартал 2022 года. Компания Марка Цукерберга потеряла миллиарды долларов, вкладывая их в развитие метавселенной.
- Выручка Meta* в четвертом квартале 2022 года упала на 4% год к году — до $32,2 млрд, чистая прибыль сократилась на 55% — до $4,7 млрд.
- Компания продолжает терять деньги из-за метавселенной, которая пока не впечатляет пользователей. За четвертый квартал расходы на убыточное подразделение Reality Labs, которое занимается проектом, составили $4,28 млрд, а за весь год — $13,7 млрд.
- Ежедневное число активных пользователей Facebook* возросло до 2 млрд (на 4% больше год к году), средние показатели за месяц на 31 декабря составили 2,96 млрд (+2%).
- Средняя стоимость показа рекламного объявления в приложениях компании снизилась на 22%. При этом объем рекламы увеличился на 23%.
- Согласно отчету на 31 декабря 2022 года, в Meta* работали около 86,5 тыс. человек, что на 20% больше, чем в 2021-м. Однако в этих подсчетах не учитывались 11 тыс. сотрудников, об увольнении которых компания сообщила в ноябре 2022-го.
За чем следить
Несмотря на убытки, прогнозы компании оптимистичные: как ожидается, по итогам первого квартала 2023-го выручка составит $28,5 млрд — это выше показателей
- Марк Цукерберг пообещал инвесторам посвятить 2023 год «эффективности». «Мы можем сделать еще кое-что, чтобы улучшить нашу производительность, скорость и структуру затрат», — заявил он.
- В частности, он сообщил, что Meta* уволит некоторых менеджеров среднего звена для оптимизации и ускорения принятия решений.
- Цукерберг также анонсировал использование ИИ для совершенствования рекомендаций контента. Предполагается, что это сделает соцсети компании более привлекательными для пользователей и, как следствие, для рекламодателей.
- Он обнадежил инвесторов планами по сокращению расходов, пообещав «активно закрывать проекты, которые не работают».
- После публикации отчетности и заявлений Цукерберга акции Meta* выросли более чем на 20%, притом что в 2022-м потеряли около 70% стоимости.
В Bloomberg отметили, что Цукерберг, комментируя финансовые результаты, отказался от уже ставших привычными разговоров о создании метавселенной. Однако в CNBC подчеркнули, что Цукерберг лишь говорит инвесторам то, что они хотят услышать. Финансовый директор Сьюзен Ли сообщила аналитикам, что компания не планирует сокращений в Reality Labs в ближайшее время и по-прежнему видит будущее в развитии метаверсов.
Ранее сотрудники Facebook* рассказали, что Марк Цукерберг одержим идеей метавселенной, однако последовательной стратегии для реализации проекта у него нет.
Тенденция
- Метавселенные стали трендом в 2021 году, люди активно гуглили это слово, а крупные корпорации, такие как Microsoft и Epic Games, вслед за Meta* объявили о разработке собственных виртуальных миров.
- В 2022 году этот сегмент продолжил активно развиваться, мировой рынок метаверсов оценивался в $51,69 млрд. Однако многие эксперты критикуют путь, выбранный большинством игроков отрасли: они создают разрозненные проекты, а не единую, полноценную и проработанную цифровую вселенную.
- В 2022 году The Sandbox объявила о партнерстве с Warner Music Group для проведения виртуальных концертов в метавселенной. YouTube заявил, что планирует создать метавселенную на базе своей видеоплатформы. О создании подразделения «расширенной реальности», которое займется разработкой метавселенной, сообщил и Tencent.
- В этом году на рынок виртуальной реальности планирует выйти и Apple. Как сообщал Bloomberg, компания разрабатывает собственный мир, по которому можно будет путешествовать с помощью специальных «яблочных» VR-очков. Однако аналитики Haitong International Tech Research предполагают, что выпуск устройства задержится до 2025-го.
- По прогнозам McKinsey & Co, к 2030 году пользователи будут тратить по $5 трлн в год на покупки в метавселенных, а рекламодатели будут активно продвигать в них свои бренды и проводить маркетинговые кампании.
- Но в то же время многих рядовых пользователей, похоже, отталкивает необходимость покупать дополнительные аксессуары для метавселенных: мировые продажи VR-шлемов и других устройств для путешествий по виртуальной реальности упали более чем на 12%, до $9,6 млн в 2022 году.
В России
- Оператор связи МТС в конце января 2023-го сообщил, что инвестирует $100 млн в создание виртуального мира, пилотный запуск планируется уже в этом году. «Клиент сможет получать любые услуги в метавселенной — от смены тарифного плана до подписки на книжный сервис «Строки» или онлайн-кинотеатр Kion», рассказали в компании и пообещали, что в метавселенную можно будет войти с помощью любого устройства виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности.
- «ВКонтакте» тоже присматривается к возможностям виртуальной реальности. «В целом мы движемся в сторону метавселенных. Мы ее видим несколько иначе. Мы сейчас начали с NFT, с защиты авторского контента, с монетизации авторского контента», — сообщил весной прошлого года технический директор компании Александр Тоболь. А в конце 2022-го компания представила собственный NFT-маркетплейс.
- У «Яндекса» и «М.Видео» уже есть виртуальные пространства на виртуальной платформе Roblox. Последняя популярна у подростков — аналитики отмечают, что Roblox делает для мира игр то же самое, что TikTok — для видео. Осенью «Яндекс» уже провел онлайн-фестиваль для школьников, которые интересуются наукой, и включил в программу вечеринку в своей виртуальной академии в Roblox.
- «М.Видео» проводит на платформе маркетинговые кампании — этой зимой компания построила в Roblox виртуальный город, где можно «погулять» и «покататься на катке». На платформе также можно посетить виртуальный магазин электроники. Купить настоящую технику с доставкой на дом там нельзя, но можно заработать бонусные баллы и использовать их при покупке вне метавселенной.
*Компания Meta признана в России экстремистской. Facebook — продукт этой компании.
Фото обложки: Nick Wass / AP / TASS