Цены на какие товары хотят регулировать
На прошлой неделе вышли последние данные по инфляции. К разочарованию Центробанка, к началу декабря она ускорилась. Вместо 4%, к которым стремится регулятор, годовой рост цен составил 9% (по данным Росстата).
На фоне таких цифр Минсельхоз решил поддержать предложение депутатов из «Справедливой России» (законопроект уже внесен в Госдуму). Те хотят внести поправки в закон о торговле, введя госрегулирование наценок на социально значимые продукты. Такая мера должна поддержать покупателей и не дать торговым сетям задирать цены.
В чем суть: дать право региональным властям ограничивать надбавки для оптовой и розничной торговли на 5% и 15%. Минсельхоз предлагает делать это в исключительных случаях — когда конкретный товар дорожает, например, на 10% и больше в течение 2 месяцев.
О каких товарах идет речь: не о всех, а, как уже писали выше, только о социально значимых. Их список включает более 20 товаров, среди них:
- мясо птицы;
- говядина;
- сливочное и подсолнечное масло;
- яйца;
- сахар;
- соль;
- мука;
- разные виды хлеба;
- капуста;
- лук;
- морковь;
- яблоки;
- некоторые виды круп;
- вермишель.
По последним данным, с начала 2024 года в России подорожали два социально значимых продукта — картофель (на 81%, по данным Росстата) и сливочное масло (на 33%).
Кто против: сразу несколько ведомств — Минпромторг, Минэк, Минфин. Они считают, что регулирование цен, во-первых, противоречит закону о конкуренции, а, во-вторых, все равно ударит по потребителям. Ведь торговые сети просто переложат свои издержки на них, повысив цены на другую продукцию, или же перестанут закупать социально значимый товар, что приведет к его дефициту.
Как в России регулируют цены
Регулирование, которое предлагает «Справедливая Россия», должно не дать торговым сетям завышать цены на продукты на фоне ажиотажного спроса. Минсельхоз уточняет: такую меру можно использовать в исключительных случаях (и то максимум в течение 90 дней).
Интересно то, что, по сути, такой механизм уже есть: только он действует на уровне правительства, а не региональных властей. Закон о торговле дает ему право устанавливать максимум для стоимости социально значимых продуктов. Более того, этот механизм уже использовался — в 2020 году власти таким образом не давали дорожать сахару и подсолнечному маслу (в рознице).
Интересно то, что резкий рост цен, по мнению участников рынка, вызывает как раз ажиотаж вокруг продукта. Который, в свою очередь, возникает на фоне слухов о его дефиците.
В последний раз такая история разгорелась вокруг сливочного масла в октябре 2024 года. Тогда «Известия» выступили с тревожными новостями, что производители продукта сокращают поставки в торговые сети, а также планируют повышать стоимость (из-за растущих издержек). Компании тут же выступили с опровержением, однако СМИ обратили внимание на то, что масло на самом деле рекордно подорожало.
До этого панику на рынке навели яйца: на фоне слухов об их дефиците резко вырос спрос, вслед за которым магазины подняли цены — с октября 2023 года к середине декабря они подскочили в 1,5 раза. При этом сами производители уверяли, что объем поставок никто не сокращал и яиц хватит всем. В скачке цен поставщики винили искусственно созданные ажиотаж и панику.