Редактор раздела «Экономика» «Московских новостей», специализируется на макроэкономике, фондовом рынке и бизнес-тематике

Цены на социально значимые товары хотят регулировать

Несмотря на все усилия Центробанка, цены в России продолжают расти. В Госдуме считают, что их стоит сдерживать хотя бы на социально значимые продукты. Минсельхоз — за, другие ведомства — против. Разбирались, что нового в инициативе депутатов для потребителей. 

Цены на какие товары хотят регулировать

На прошлой неделе вышли последние данные по инфляции. К разочарованию Центробанка, к началу декабря она ускорилась. Вместо 4%, к которым стремится регулятор, годовой рост цен составил 9% (по данным Росстата).

На фоне таких цифр Минсельхоз решил поддержать предложение депутатов из «Справедливой России» (законопроект уже внесен в Госдуму). Те хотят внести поправки в закон о торговле, введя госрегулирование наценок на социально значимые продукты. Такая мера должна поддержать покупателей и не дать торговым сетям задирать цены.

В чем суть: дать право региональным властям ограничивать надбавки для оптовой и розничной торговли на 5% и 15%. Минсельхоз предлагает делать это в исключительных случаях — когда конкретный товар дорожает, например, на 10% и больше в течение 2 месяцев. 

О каких товарах идет речь: не о всех, а, как уже писали выше, только о социально значимых. Их список включает более 20 товаров, среди них: 

  • мясо птицы; 
  • говядина; 
  • сливочное и подсолнечное масло;
  • яйца;
  • сахар;
  • соль; 
  • мука; 
  • разные виды хлеба;
  • капуста;
  • лук;
  • морковь;
  • яблоки;
  • некоторые виды круп; 
  • вермишель.

По последним данным, с начала 2024 года в России подорожали два социально значимых продукта — картофель (на 81%, по данным Росстата) и сливочное масло (на 33%). 

Кто против: сразу несколько ведомств — Минпромторг, Минэк, Минфин. Они считают, что регулирование цен, во-первых, противоречит закону о конкуренции, а, во-вторых, все равно ударит по потребителям. Ведь торговые сети просто переложат свои издержки на них, повысив цены на другую продукцию, или же перестанут закупать социально значимый товар, что приведет к его дефициту. 

Как в России регулируют цены 

Регулирование, которое предлагает «Справедливая Россия», должно не дать торговым сетям завышать цены на продукты на фоне ажиотажного спроса. Минсельхоз уточняет: такую меру можно использовать в исключительных случаях (и то максимум в течение 90 дней). 

Интересно то, что, по сути, такой механизм уже есть: только он действует на уровне правительства, а не региональных властей. Закон о торговле дает ему право устанавливать максимум для стоимости социально значимых продуктов. Более того, этот механизм уже использовался — в 2020 году власти таким образом не давали дорожать сахару и подсолнечному маслу (в рознице). 

Интересно то, что резкий рост цен, по мнению участников рынка, вызывает как раз ажиотаж вокруг продукта. Который, в свою очередь, возникает на фоне слухов о его дефиците. 

В последний раз такая история разгорелась вокруг сливочного масла в октябре 2024 года. Тогда «Известия» выступили с тревожными новостями, что производители продукта сокращают поставки в торговые сети, а также планируют повышать стоимость (из-за растущих издержек). Компании тут же выступили с опровержением, однако СМИ обратили внимание на то, что масло на самом деле рекордно подорожало. 

До этого панику на рынке навели яйца: на фоне слухов об их дефиците резко вырос спрос, вслед за которым магазины подняли цены — с октября 2023 года к середине декабря они подскочили в 1,5 раза. При этом сами производители уверяли, что объем поставок никто не сокращал и яиц хватит всем. В скачке цен поставщики винили искусственно созданные ажиотаж и панику. 

Копировать ссылкуСкопировано

Популярное