Мир в огнеДеталиЭкология

Цена одного полета — почти 9 тыс. свиней. Почему ученые называют биотопливо опасным и требуют от него отказаться

По данным Transport & Environment, с 2006 года производство биотоплива из животного жира только в Европе выросло в 40 раз. 

Производство такого горючего требует больших ресурсов на развитие промышленного животноводства, что опять же ведет к вырубке лесов и изменению климата, отмечают эксперты. 

Почему это важно

Ученые выступили против использования биотоплива из животного жира в авиации. По их данным, такое горючее может оказаться куда опаснее обычного топлива.

В цифрах

В ЕС и Англии в год на производство биотоплива тратят 1 млн тонн жиров. А для полета из Парижа в Нью-Йорк понадобится жир почти 9 тыс. свиней. 

Но при этом

Производство биодизеля не требует спецоборудования, и в нем нет вредных примесей. Попадая в воду, такое топливо не наносит ущерба флоре и фауне. 

Тенденция

Авиакомпании в России используют топливо на кукурузном крахмале, в Новой Зеландии добавляют в топливо жидкость на основе жира, а в Индии биотопливо производят из соломы. 

Почему это важно

Ученые раскритиковали практику использования биотоплива из животного жира в авиации. По их мнению, это приведет к масштабному ущербу для экологии. Таковы результаты исследования Европейской федерации транспорта и окружающей среды Transport & Environment. 

  • Авторы работы заявили, что свиной и говяжий жир стал использоваться для топлива в самолетах и автомобилях в больших объемах в качестве более экологичной альтернативы. Особенно это заметно в странах Евросоюза — там почти половина всех животных жиров идет на биодизельное топливо. 
  • Производство такого горючего требует больших ресурсов на развитие промышленного животноводства — для содержания скота необходима масштабная вырубка лесов на пастбища. А это, в свою очередь, ведет к сокращению биоразнообразия и, как следствие, к изменению климата, отмечают ученые.
  • Если же в авиации также активно будут использовать животный жир для производства транспортного топлива, то другие отрасли промышленности будут вынуждены заменять его доступной альтернативой — в частности, пальмовым маслом, что также ухудшает состояние окружающей среды. Ранее западные экологи выяснили, что расширение производства пальмового масла способствовало уничтожению тропических лесов и осушению торфяников — крупнейших поглотителей углерода. 
  • Как подчеркивается в исследовании, животные жиры в конечном счете станут наиболее используемым сырьем для биотоплива. Переход самолетов на экологичное топливо приведет к подорожанию авиабилетов, а спрос на пальмовое масло повысит цены на продукты, его содержащие. 

В цифрах 

  • Как заявляют аналитики Transport & Environment, масштаб проблемы иллюстрируют цифры: с 2006 года производство биотоплива из животного жира только в Европе выросло в 40 раз. По прогнозам, к 2030-му из-за высокого спроса на биотопливо производство свиного и говяжьего жира увеличится еще в несколько раз. 
  • В 2021 году в странах ЕС и Великобритании на производство биотоплива понадобился 1 млн тонн животных жиров. Больше всего — около 80% — его использовали в Италии и Швеции. 
  • По расчетам организации, если все топливо будет поступать из источников животного происхождения, то для полета из Парижа в Нью-Йорк потребуется жир 8,8 тыс. мертвых свиней. 
  • При этом от растительных жиров, в частности от пальмового масла, в Европе вообще намерены отказаться к 2030 году. На сегодняшний день страны ЕС ежедневно используют более 17 тыс. тонн рапсового и подсолнечного масла в качестве топлива — это эквивалентно 19 млн бутылок. 

Но при этом

Многие эксперты отмечают уникальные особенности использования биотоплива из животных жиров.

  • Для производства биодизеля не требуется специального оборудования, так как животные жиры могут перерабатываться где угодно. А если его будут производить там, где оно будет потребляться, будут сокращены и транспортные расходы, и дополнительные выбросы, связанные с логистикой.
  • При производстве биотоплива не требуются добавки, например метиловый спирт. Биодизель не токсичен, а его выхлопы не содержат углекислого газа, хлора, серы и других вредных веществ. Попадая в воду, такое топливо не наносит ущерба для флоры и фауны морей и океанов. 
  • Поскольку биотопливо содержит меньше примесей в сравнении с традиционными видами топлива, то и двигатели будут загрязняться меньше и реже выходить из строя.

Тенденция

В последние годы правительства разных стран и крупные авиакомпании переходят на новые технологии по производству и использованию биотоплива. 

  • В декабре 2021 года в России создали первую ассоциацию разработчиков и производителей авиационного топлива с минимальным углеродным следом, в которую вошли Airbus, авиакомпании «Аэрофлот», S7 Group, «Волга-Днепр» и «Уральские авиалинии». Первый рейс с использованием биотоплива на кукурузном крахмале совершила авиакомпания S7. Доля такого горючего составила 10%, остальные 90% — традиционное авиационное топливо. Перейти на биотопливо полностью в компании намерены к концу 2030 года. 
  • В сентябре 2022 года новозеландская Air New Zealand получила первую партию топлива, которое производится из жира растительного и животного происхождения. Авиакомпания планирует полностью перейти на экологическое топливо к 2050 году. По прогнозам Air New Zealand, снижение выброса парниковых газов составит 80%. 
  • Власти Индии готовят к производству топливо, в составе которого будут древесина и солома. Его будут смешивать с традиционным горючим.