Егор Лапшов изучает цифровую культуру и коммуникации в университете Милана и каждую неделю рассказывает о главных событиях в мире
В этом спецвыпуске «Искусства крипты» гостьей стала Итзель Ярд — самая дорогая NFT-художница в мире, которая рассказала, почему картины в соавторстве с искусственным интеллектом пользуются популярностью и куда это все нас приведет.
В предыдущих спецвыпусках гостями были художники — Hackatao, Покрас Лампас, Brickspacer, AES+F.
Топ продаж
Предметы NFT-искусства продаются на десятках маркетплейсов. Они делятся на открытые и закрытые. На первых работу может выложить любой желающий (это называется термином «заминтить»), на вторых есть арт-кураторы, которые одобряют профили авторов и оценивают художественную ценность работ.
Самыми дорогими на маркетплейсах каждую неделю становятся NFT, которые входят в наиболее популярные коллекции, такие как Криптопанки, Bored Ape Yacht Club, MeeBits, Autoglyphs, Artblocks и другие. О большинстве из них можно прочитать в предыдущих выпусках.
Главная суть топа — выбрать из самых дорогих лотов недели оригинальные NFT, которые могут быть вовсе не знакомы читателям. Если следить за выпусками «Искусства крипты», можно составить понимание о том, за что отдают деньги любители крипто-арта.
В списке встречаются как новые работы, так и перепроданные.
За неделю курс эфириума по отношению к доллару менялся в диапазоне от $3643 до $4186.
1. CloneX #13 692
Автор — RTFKT и Такаси Мураками
Сумма — 288 ETH
Одним из самых дорогих токенов на этой неделе стала часть коллекции CloneX под номером 13 692 от дизайнерской студии RTFKT и японского художника Такаси Мураками. Покупатель отдал за него сумму в эфириуме, эквивалентную $1,08 млн.
- На токене изображен 3D-персонаж с синими волосами в космическом шлеме. На заднем плане за ним наблюдают множество механических красных глаз. На шею героя надета разноцветная металлическая цепь. Совокупность этих факторов делает его одним из самых редких в коллекции.
- Два дня назад RTFKT купила компания Nike, которая таким образом «хочет ускорить цифровую трансформацию бренда». Основатель RTFKT в свою очередь назвал производителя обуви «давним источником для вдохновения».
- Коллекция CloneX стала наиболее успешной на прошедшей неделе. Самый дешевый NFT на данный момент стоит 4.9 ETH, или более $20 тыс. Совокупный объем перепродаж коллекции достиг 34 600 ETH, или $140 млн.
2. «Трансцендентность»
Автор — Billelis
Сумма — 45.69 ETH
Самым дорогим лотом на маркетплейсе SuperRare оказалась анимация от художника под псевдонимом Bilelis. Аукцион закончился на сумме, равной $189 666.
- В центре сюжета среди скульптур ангелов находятся золотые скелеты. Один из них появляется из тела расслоившейся каменной скульптуры. В конце видео все ангелы становятся золотыми, перед этим покрываясь пеплом.
- Как утверждает художник, в работе он попытался исследовать состояние бытия, преодолевшего ограничения физического существования и испытавшего высокое чувство духовности. По мнению автора, конечное путешествие смертности эволюционирует в вечное существо сознания и становится неразрывным существованием в божественной загробной жизни.
- Физическая версия работы выставлена в миланском музее Dart с 23 ноября по 6 февраля. В серии также представлены еще три произведения художника.
3. «В поисках бога»
Автор — Федерико Клапис
Сумма — 44.7 ETH
Еще одной крупной сделкой стала продажа работы итальянского художника Федерико Клаписа. За его картину «В поисках бога» заплатили почти $180 тыс.
- В начале ролика библейские волхвы в очках виртуальной реальности смотрят на место, где на многих иконах изображают младенца Иисуса. «В поисках неосязаемого» — пишет автор в описании работы.
- Чуть позже камера отъезжает — и становится понятно, что действие сюжета происходит в храме.
- Художник стал известен задолго до бума NFT. В криптосообществе его заметили после того, как он установил памятник криптовалюте в Лондоне.
Гость
Итзель Ярд — одно из самых известных имен в мире крипто-арта и самая дорогая NFT-художница на планете. Журнал Fortune поставил ее на 11-е место в рейтинге 50 самых влиятельных имен в NFT. Впереди селебрити вроде Граймс, Марка Кьюбана, Jay-Z и Пэрис Хилтон.
Жительница Панамы совсем не ожидала успеха, который позволил продавать ей собственные цифровые работы за миллионы долларов. Один из ее главных инструментов — искусственный интеллект. Она использует его для создания сюрреалистичных, мрачных и завораживающих картин. Даже фотографию, которую Итзель прислала для статьи, она обработала с помощью скриптов.
В мире NFT сложно найти более самобытного автора, который на волне роста популярности генеративного искусства вызывает еще больший интерес публики. Работы Итзель — это настоящий андеграунд в его лучшем исполнении, который неожиданно стал невероятно популярен.
Как ты попала в индустрию?
Я изучаю компьютерные науки в лондонском институте Голдсмитс. Мне всегда были интересны компьютеры и сферы, смежные с обработкой данных. Это один из лучших университетов для художников, которые создают произведения с помощью высоких технологий. В моей программе смешаны искусство и программирование. Несколько лет назад я услышала от своего друга о платформе SuperRare — и у меня загорелись глаза!
Когда мои знакомые стали успешно продавать там свои работы, я тоже захотела попробовать. В Панаме довольно сложно купить криптовалюту, поэтому я попросила друга приобрести мою работу — эти крупицы эфириума ушли на оплату транзакций за публикацию первых картин.
Мне была интересна платформа именно с технической точки зрения. Я никогда не хотела вешать ценники на картины и торговать ими. Мне чужда коммерциализация.
Искусство для меня — это прежде всего возможность высказать то, что находится в душе.
Что произошло дальше?
Довольно быстро я стала замечать сильный интерес, практически сразу на меня обратили внимание на площадке Foundation. То первое тепло сообщества и дало мне уверенность в том, что я на правильном пути. Без этого моя карьера не зашла бы так далеко.
Культура блокчейна с ее выражениями в NFT и метавселенных станет главной в будущем?
Для многих это уже стало культурой. Безусловно она станет более массовой с ростом популярности криптовалют. Чем дальше будут развиваться технологии, тем больше времени человек будет проводить в интернете. Блокчейн уже сейчас стирает границы между реальным и цифровым миром. С каждым днем все больше брендов и корпораций понимают необходимость присутствия в этом новом пространстве, я этому очень рада.
Генеративное искусство, которым я занимаюсь, раньше было очень нишевым, но сейчас вышло в массы. У нас есть возможность изменить мир вокруг. Ни в коем случае не стоит продавать себя брендам. Теперь мы диктуем свои правила корпорациям и финансовым институтам.
Почему людям нравится генеративное искусство?
Такое искусство выглядит эстетически великолепно. В мире меняются понятия того, что прекрасно, а что нет. И так было всегда. Оно доступно. Каждый может создавать генеративное искусство в наши дни. Вы в состоянии просто зайти в интернет и найти приложение, в котором можно попробовать базовые инструменты.
Нейросети можно обучать на искусстве и создавать то, что нельзя было даже представить. Далеко не все могут с ходу увидеть ту глубину, которая на самом деле есть в генеративном искусстве.
Что алгоритмы могут сделать такого, на что не способен человек в искусстве?
Машины могут гораздо быстрее обрабатывать информацию. Например, они способны сделать 10 тыс. картин за минуту.
В мире много задач, которые с легкостью могут быть автоматизированы. Я считаю, люди не должны работать на заводах, в барах, кухнях и вообще выполнять любую механическую работу. Надеюсь, в будущем люди перестанут тратить по 8 часов в день на то, чтобы делать одно и то же снова и снова. Это сильно блокирует креативность и потенциал, который у нас есть.
У генеративного искусства есть душа?
В работе над моим искусством пишу скрипты и команды, а программы их выполняют. Это инструмент, который я сама и обучила. Я вкладываю в него все знания и опыт, который получила в жизни. Это как продолжение нашего мозга. Есть ли в моих картинах душа? Решайте сами.
Может ли машина стать креативнее, чем ее создатель?
Люди зачастую не контролируют творческий поток. Например, иногда мы будем чувствовать себя пустыми или грустными и не сможем творить. Для кого-то, наоборот, такие моменты становятся стимулом. Могут ли у ИИ быть такие проблемы, вопрос открытый. Если мы обучим машину быть по-настоящему творческой, наверное, да.
Самое главное — оставить след после себя. Граница между физическим и виртуальном стирается. Я, например, уверена, что с помощью цифровых технологий можно будет сохранять воспоминания.
Я бы тоже с радостью перенес себя в блокчейн. Надеюсь, доживу до популярности трансгуманизма!
Тоже очень надеюсь на возможности этой науки. Хотелось бы протестировать в ближайшее время. Нас ждут великие открытия! Это невероятно завораживает.