Что происходит
Москва готовится к Российской креативной неделе, которая пройдет с 7 по 10 июля в Парке Горького. На площадке Created in Moscow состоится более 40 лекций и мастер-классов.
Досье
Мероприятие проходит с 2020 года. В этот раз Российская креативная неделя соберет 1 тыс. спикеров. Каждый день они будут обсуждать развитие креативного сектора.
Контекст
В Москве в сфере креатива занято 110 тыс. организаций и ИП. Для развития отрасли правительство Москвы создало Агентство креативных индустрий.
Тенденция
Столичные власти предлагают меры поддержки представителям творческих профессий: мэр Москвы Сергей Собянин утвердил компенсации и гранты для прокатчиков и киностудий, а в июне при поддержке города прошла Неделя моды.
Что происходит
Москва готовится к Российской креативной неделе — крупнейшему в стране событию для представителей творческой индустрии. Мероприятие пройдет с 7 по 10 июля в Парке Горького. Москва представит площадку Created in Moscow.
- В столичную программу вошло больше 40 мероприятий: это публичные дискуссии, лекции, мастер-классы и кинопоказы.
- 7 июля эксперты расскажут, как и где довести продукт от идеи до реализации, 8 июля — обсудят взаимодействие бизнеса и культуры, а 9 июля — представят современные образовательные программы. 10 июля главной темой мероприятий станет «взгляд в будущее».
- На площадке также покажут видеоработы в области современного цифрового искусства. В ходе Креативной недели организуют новый уникальный формат нетворкинга — менторскую гостиную. Планируются и индивидуальные консультации с экспертами рынка.
- Среди спикеров будут как публичные представители креативных индустрий (телеведущие, блогеры, журналисты), так и создатели бизнеса.
Для гостей подготовили и развлекательные программы.
- В зоне с аудиобиблиотекой на стеллажах разместят QR-коды, которые будут вести к авторским подборкам лучших книг об искусстве, кино, дизайне, архитектуре и моде.
- Посетителей ждут мастер-классы по диджеингу, ораторскому искусству, озвучиванию фильмов. Можно будет попробовать
смикшировать трек, заняться 3D-моделированием или двухмерной анимацией. - Юных гостей пригласят в лаборатории программирования.
- По вечерам лекторий парка будет превращаться в открытый кинотеатр, где покажут новые отечественные анимационные фильмы.
Досье
Российская креативная неделя проходит в Москве с 2020 года. Среди ее организаторов — Роскультцентр, Российский книжный союз, Президентский фонд культурных инициатив, АНО «Креативная экономика».
- В прошлом году пространство Created in Moscow посетили 3 тыс. человек. На тематических мероприятиях выступили порядка 100 представителей индустрии.
- В 2022-м отрасль столкнулась с новыми вызовами на фоне сложной геополитической ситуации: изменились привычные бизнес-процессы, цепочки поставок и партнеры. Поэтому Российская креативная неделя должна стать площадкой для поиска решений и точек роста, говорится на портале мэра Москвы mos.ru.
- В этот раз Российская креативная неделя соберет 1 тыс. спикеров. Планируется более 300 мероприятий, в которых примет участие порядка 400 компаний. Тематические павильоны будут посвящены ИТ-сфере, кино и ТВ, медиа, музыке и саунд-дизайну, образовательным программам, издательскому делу и журналистике, архитектуре и урбанистике, дизайну, моде и искусству. Одна из площадок представит спецпроекты для молодежи: там выступят представители крупнейших вузов страны: РЭУ им. Г. В. Плеханова, Московского политеха, РГУ им. А. Н. Косыгина, НИУ ВШЭ, СПбГИКиТ.
- Впервые будет работать отдельный павильон Красноярского края — стратегического партнера форума. Гостям расскажут о креативных индустриях региона и перспективах развития. А в октябре Красноярский край примет форум у себя в рамках «Российской креативной недели — Сибирь».
Контекст
По оценкам ВШЭ, в Москве в сфере креативных индустрий работает 110 тыс. организаций и ИП. Их общая выручка превышает 3 трлн рублей. Всего в отрасли трудятся около 1,1 млн человек — это 13% всех занятых в столице. Крупнейшие работодатели — компании, которые специализируются на рекламе, издательской деятельности, архитектуре, моде, разработке ПО и видеоигр, кинопроизводстве и анимации.
Для развития креативной индустрии в 2020 году правительство Москвы создало Агентство креативных индустрий (АКИ). Его цель ― увеличить число предпринимателей в этой сфере, научить их эффективно вести бизнес и продвигать столичные бренды.
- В 2021-м АКИ впервые организовало свою площадку на blazar ― ярмарке молодого современного искусства, где выставляются художники до 35 лет со всего мира. В секции Created in Moscow было продано 267 работ на сумму около 24 млн рублей — это более половины всех продаж ярмарки. В 2022-м blazar пройдет 14–18 сентября в Музее Москвы.
- Меры поддержки АКИ распространяются только на предпринимателей. Чтобы помочь представителям творческих профессий официально открыть бизнес и они смогли получить гранты и субсидии, в августе 2021-го на «Винзаводе» АКИ открыло специальный центр услуг, где подробно рассказывают, как это сделать.
- Также Агентство открыло бесплатную школу «Креатус». Там в рамках повышения квалификации учат создавать и регистрировать интеллектуальную собственность. До конца года планируется обучить более 300 предпринимателей.
- В ближайшие несколько дней АКИ организует бесплатные вебинары «Как найти свое дело в жизни», а также на тему работы в команде.
Тенденция
Правительство Москвы предлагает и другие меры поддержки.
- В конце июня в столице прошла Московская неделя моды. Впервые мероприятие подготовили непосредственно при участии города, а не за счет коммерческих проектов.
- Также в июне мэр столицы Сергей Собянин утвердил меры поддержки для киноиндустрии. Так, киносетям компенсируют до 100% затрат по лицензионным договорам за пользование правами на отечественные фильмы (максимум 50 млн рублей), а также расходы на киносъемку на территории Москвы. Власти выделят гранты на рекламу фильмов, увеличат гранты по кинопроектам, которые показывают образ Москвы. Впервые эти гранты будут распространены и на киноленты, которые идут в онлайн-кинотеатрах. В Мосгордуме отметили, что кинотеатры зачастую являются
якорными арендаторами , поэтому меры поддержки повлияют и на смежные отрасли. - В 2021-м поддержку получили 850 представителей креативных индустрий. Для грантов правительство Москвы выделило 100 млн рублей.
Как отметила руководитель АКИ Гюльнара Агамова, власти видят в креативных индустриях «новую нефть», то есть новый импульс для развития экономики. При столичном департаменте предпринимательства и инновационного развития создан экспертный совет, который определяет стратегию развития креативной отрасли. В него вошли более 50 профессионалов. Поддержка властей дает свои плоды. В 2021 году Москва первой в России получила национальную премию Russian Creative Awards в номинации «Креативный регион года».