Как в России предлагают защитить законом человеческий голос
Законопроект, который впервые предложил охранять человеческий голос от несанкционированного использования, внесли в Госдуму в сентябре 2024 года. Документ подготовили депутаты и сенаторы вместе с «Альянсом в сфере ИИ» и Национальной федерацией музыкальной индустрии.
Авторы инициативы считают, что голос человека должен быть защищен законом также, как и его изображение. Сейчас технологии позволяют синтезировать речь и копировать интонации без правовых ограничений. Предполагается, что компании обязаны будут получать согласие на любое использование голоса — даже если он сгенерирован или синтезирован с помощью нейросети.
Согласие, если законопроект будет принят, должно стать обязательным при любом виде публикации, распространения или использования. Это касается как коммерческого, так и некоммерческого применения — от рекламы и фильмов до нейросетевых проектов и обучающих моделей.
Уточняется, что в случае нарушения закона компания, по решению суда, будет обязана удалить незаконно размещенную запись или даже уничтожить ее без компенсации. Если речь идет о контенте в интернете, пострадавший сможет требовать удаления материала с площадок и запрета на дальнейшее распространение.

При этом законопроект предусматривает исключения. Согласие не понадобится, если голос использован как часть объекта интеллектуальной собственности, например, в фильме или музыкальной записи, где речь не считается главным элементом. Также не потребуется разрешение, если запись сделана на публичном мероприятии или в месте с открытым доступом, например на концерте.
После смерти человека право давать согласие получат его ближайшие родственники — супруг, дети или родители. Голос также можно применять без разрешения, если это нужно в государственных или общественных интересах, либо если запись сделана за оплату.
Что думают об инициативе представители музыкальной индустрии
Несмотря на то, что законопроект был внесен в Госдуму год назад, его рассмотрение, которое должно было состоятся в ноябре 2024 года, пока отложено. Сейчас документ решили доработать: музыкальные лейблы («Блэк Стар», «Лотус Мьюзик», «Медиа Лэнд», «СП Диджитал»), Союз дикторов и Национальная федерация музыкальной индустрии предложили внести в него новые пункты. Они хотят, чтобы закон защищал не только голос, но и другие элементы цифрового образа человека — внешний вид, мимику и манеру речи.
Любое использование признаков индивидуальности без согласия владельца в таком случае будет считаться нарушением. Поправки предусматривают возможность взыскивать компенсацию за незаконное использование цифрового образа, по аналогии с нарушением авторских прав. Это значит, что при публикации или синтезе чужого голоса или изображения без разрешения можно будет требовать не моральный ущерб, а конкретную денежную выплату. Кроме того, предлагается дать гражданам возможность отзывать согласие на использование их цифрового образа, если его применяют для целей, не указанных в первоначальном разрешении.

Представители бизнеса подчеркивают, что цель изменений — не ограничить использование технологии, а сделать его прозрачным. По мнению представителей индустрии, только так можно защитить людей от дипфейков, а также сформировать понятные правила для компаний, работающих с искусственным интеллектом.
Как и где развивается рынок клонирования голоса
Технологии клонирования голоса из области экспериментов превратились в полноценную индустрию. Если еще несколько лет назад синтезированные реплики звучали искусственно, то сегодня алгоритмы могут имитировать человеческую речь почти безошибочно — с тембром, интонацией и дыханием.
Чтобы создать клона живого человека, его просят начитать разные тексты — это позволяет нейросети зафиксировать все особенности речи: интонации, паузы, эмоции, тембр и манеру произношения. Для умерших используют имеющиеся записи — интервью, подкасты и другие фрагменты выступлений. Эти аудиоматериалы загружаются в программу, которая анализирует их и создает цифровую модель голоса с учетом всех нюансов. В результате получается клон, почти неотличимый от оригинала, способный произносить любые тексты, введенные в систему.
Ранее на это уходило несколько дней, однако с развитием технологий ИИ процесс ускорился: сегодня в некоторых сервисах достаточно минимального количества аудиозаписей, чтобы создать рабочий клон всего за несколько минут.
Наиболее активно технология применяется в медиаиндустрии. Клонированные голоса озвучивают трейлеры, аудиокниги и даже фильмы. В Голливуде и Европе компании все чаще обращаются к синтетическим дублерам, чтобы ускорить постпродакшн или вернуть в кадр актеров, ушедших из жизни. В 2023 году польская студия в последней версии игры Cyberpunk 2077 воссоздала голос актера Милогоста Речека, озвучивающего главного персонажа Виктора Вектора. А в 2021 году компания Sonantic с помощью ИИ восстановила голос Вэла Килмера, который потерял его из-за рака горла. Студия разработала более 40 вариантов синтетической речи. Один из был использован в фильме «Топ Ган: Маверик», где актер вернулся к роли Тома Казански. Это было его последнее появление на экране – Килмер скончался в 2025 году.

Фото: Mark Humphrey / AP / TASS
Помимо медиа, технологии внедряются и в образовании: их используют для озвучки учебных текстов и аудиокурсов, а также интегрируют в голосовые помощники. Сервис аудиокниг Audible, принадлежащий Amazon запустил программу, с помощью которой рассказчики могут создавать собственного ИИ клона для озвучивания книг.
Несмотря на очевидные преимущества, развитие технологий клонирования голоса имеет и обратную сторону. Возможность воссоздавать речь человека с высокой точностью может также использоваться мошенниками. Один из первых зафиксированных случаев произошел в марте 2019 года. Злоумышленники сгенерировали голос директора немецкой энергетической компании и позвонили руководителю ее британского филиала, потребовав перевести $243 тыс. Деньги были успешно отправлены, а личности мошенников так и не были раскрыты.
Почему деятели искусства выступают против клонирования голоса
Рынок клонирования голоса продолжает стремительно развиваться. По оценкам Polaris Market Research, в 2025 году мировой объем этого сегмента может достичь $4,1 млрд, а к 2034 году — $5,7 млрд. Деятели искусства и профессиональные голосовые актеры видят в этом угрозу своей профессии. Клоны могут использоваться для дубляжа и озвучки без согласия актера, лишая его заработка.

В декабре 2023 года актриса Скарлетт Йоханссон обнаружила, что ее голос и образ были использованы в рекламном ролике приложения «Lisa AI: 90s Yearbook & Avatar» без разрешения. И таких дел, с развитием технологий, становиться только больше.
Что нужно знать об инициативе музыкальных деятелей и клонировании голоса
Что предлагает законопроект о голосе?
Законопроект предлагает обязать получать согласие на любое использование голоса человека, включая синтезированные или клонированные версии. Это касается коммерческого и некоммерческого применения — от рекламы и фильмов до нейросетевых проектов и учебных материалов. В случае нарушения закона можно требовать удаления записи или запрета на ее дальнейшее распространение.
Как лейблы хотят защитить цифровой образ?
Музыкальные лейблы и Союз дикторов предлагают расширить защиту не только на голос, но и на манеру речи, мимику и внешний вид. Поправки предусматривают компенсацию за незаконное использование цифрового образа и возможность отзыва согласия на его применение.
В каких сферах применяют клонированные голоса?
Технологии активно используются в медиа для озвучки фильмов, трейлеров и аудиокниг, в образовании для озвучки учебных материалов и аудиокурсов, а также в голосовых помощниках. При этом клонирование могут использовать и во вред общества – например, мошенничествах.
Почему артисты выступают против клонирования?
Деятели искусства опасаются, что синтетические голоса могут заменить их в дубляже и озвучке без согласия, лишая заработка и контроля над собственным голосом. Кроме того, существует риск использования голоса в проектах, с которыми артист не согласен, что может повредить репутации.