Редактор раздела «Экономика» «Московских новостей», специализируется на макроэкономике, фондовом рынке и бизнес-тематике

Что нужно знать о пузыре доткомов и почему о нем вспомнили из-за ИИ

Активное развитие новых технологий, прежде всего ИИ, требует масштабных вложений. Глядя на то, как американский бигтех заключает сделки между собой, на рынке забеспокоились — а не назревает ли очередной пузырь? И вспоминают историю с доткомами. Рассказываем, чего все боятся.

Почему ИИ сравнивают с пузырем доткомов

Для начала давайте разберемся, что такое «пузырь» на рынке. Как правило, под этим понимают резкий рост цен на активы (акции, недвижимости) из-за искусственно созданного спроса, при этом ценность актива сама по себе не увеличивается. Срабатывает другой принцип: чем выше спрос, тем дороже предложение. Это плохо тем, что такой «разгон» стоимости очень неустойчив и цены могут рухнуть в любой момент. 

Сейчас, глядя на то, как создатель ChatGPT, компания OpenAI, проводит одну за другой сделки с представителями американского бигтеха, в первую очередь Nvidia и AMD, на рынке забеспокоились. Сделки заключаются на миллиарды, стоимость акций компаний растет.

Как отмечают зарубежные СМИ, никогда еще столько денег так быстро не тратилось на технологию, которая, по сути, еще не приносит прибыль. 

Все это заставило участников рынка вспомнить о так называемом пузыре доткомов — кризисе, который разразился в начале 2000 года. 

Что такое пузырь доткомов и как он появился 

Доткомами называют интернет-компании — производное от dot-coms, от английского .com в адресах сайтов. Термин появился в конце 1990-х годах, а финансовый пузырь назревал с 1995-го. Лопнул он 10 марта 2000 года, когда основной индекс NASDAQ (включает 100 крупнейших американских компаний по капитализации) дошел до уровня в 5132,52 пункта, после чего рухнул более чем в 1,5 раза при закрытии. Инвесторам этот «полет вниз» обошелся в общей сложности примерно в $5 трлн.

Что же произошло? По мере активного развития интернета компании адаптировали бизнес под новые реалии. Пока бизнес запускал собственные сайты, пользователи обзаводились ПК. На этом фоне появлялись отдельные проекты, рассчитанные на онлайн, — например, тогда были запущены интернет-аукцион eBay, книжный онлайн-магазин Amazon и поисковик Yahoo! 

Проблема в том, что, помимо тех, кто вкладывал средства в развитие собственного продукта и сервиса, на рынке одна за другой оказывались «пустышки» — интернет-стартапы руководствовались принципом «расти быстро или исчезни», не особо задумываясь о том, что именно они предлагают. К 1999 году порядка 40% венчурного капитала шло в такие проекты, которые, в свою очередь, предпочитали тратить деньги на рекламу и продвижение, а не на реальное развитие продукта

Чем обернулся пузырь доткомов 

Такие компании активно выходили на фондовый рынок: основной площадкой для них стала биржа NASDAQ. На этом фоне индекс NASDAQ вырос с 1000 пунктов в 1996 году в 5 раз к марту 2000 года — до 5048 пунктов. 

Однако проблема была в том, что акции таких интернет-стартапов оказались переоценены. Другими словами, их бумаги стоили гораздо дороже, чем должны были, исходя из показателей бизнеса. Как позже напишут аналитики банка HSBC, такая космическая оценка могла бы быть оправдана, только если эти компании увеличивали бы в течение 5 лет свою выручку на 80% каждый год. На деле же большая часть таких проектов после IPO не зарабатывали почти ничего. 

Итог был печальным: в начале 2000 года произошел обвал — 10 марта 2000 года индекс NASDAQ сначала достиг 5132,52 пункта (дневной пик) в течение торгов и упал более чем в 1,5 раза при закрытии. Акции крупнейших участников рынка обвалились следом: у Cisco — на 86%, у Amazon — на 93%. К октябрю индекс NASDAQ «улетел» еще на 70% ниже с уровней, которые были в марте. Обманутым инвесторам пришлось выплачивать штрафы крупнейшим банкам Citi Group и Merrill Lynch.

«Пустышки» ушли с рынка, однако сильный бизнес уцелел: Amazon, eBay, Google успешно пережили кризис и продолжают зарабатывать сегодня. 

Копировать ссылкуСкопировано

Популярное