Что произошло
Несмотря на ограничение работы TikTok на территории России, в 2022-м чистая прибыль соцсети в РФ выросла в 9,8 раза — до 530,3 млн рублей. Эксперты связывают это с ростом затрат российских компаний на рекламу в TikTok для продвижения их товаров и услуг за рубежом.
Детали
Росту доходов TikTok в России способствовало также сокращение штата и, соответственно, затрат на зарплаты: по данным Forbes, в конце 2022-го в российском подразделении соцсети работали только десять человек.
В цифрах
TikTok наращивает глобальную прибыль: в сентябре 2022-го платформа ежедневно зарабатывала $2,5 млн. Растет и аудитория соцсети. Например, в США в марте 2023-го число ежемесячно активных пользователей достигло 150 млн — по сравнению с 100 млн в 2020 году.
Но при этом
По данным опроса Pew Research Center, половина американцев поддерживают идею о запрете TikTok на территории США, против блокировки соцсети выступают 22% респондентов. Власти США утверждают, что китайские военные с помощью приложения могут получать персональные данные американцев.
Что произошло
Чистая прибыль TikTok в России в 2022 году достигла 530,3 млн рублей — несмотря на ограничение работы соцсети на территории страны. Это в 9,8 раза больше, чем в 2021 году, следует из бухгалтерской отчетности компании.- Эксперты считают, что платформа не могла увеличить чистую прибыль за счет роста рекламных доходов в стране: с 6 марта TikTok приостановил монетизацию на территории России, а также ограничил для пользователей функцию добавления любого нового контента. В отчете компании отмечается, что сейчас соцсеть не может обеспечить размещение таргетированной на территорию и аудиторию России рекламы. Это негативно повлияло на
выручку компании: в 2022-м она, в отличие от чистой прибыли, сократилась на 29% и составила 2,36 млрд рублей. - В рекламном агентстве Digital Church предполагают, что рост чистой прибыли TikTok в России связан с тем, что соцсеть изменила методику подсчета доходов блогеров. Дело в том, что российские блогеры продолжают публиковать контент в TikTok, используя VPN. Их доход TikTok изначально относил к тем странам, через которые блогеры подключены к VPN. Теперь соцсеть вручную отсортировала российских блогеров и средства, которые им поступают, говорят эксперты.
- Еще одна причина роста доходов — показ российской рекламы в других странах: компании стали чаще платить TikTok, чтобы их продукт рекламировался за рубежом, пишет РБК со ссылкой на источники. Например, условному российскому производителю игр «неважно, где рекламировать компанию», поэтому он может купить объявления через российский TikTok, чтобы они показывались в другой стране.
Детали
- Кроме того, росту доходов TikTok в России способствовало сокращение размеров зарплат сотрудникам, отмечают эксперты: на фоне приостановки деятельности в стране компания прекратила трудовые отношения с основной частью штата.
- Так, к концу 2022-го в российском подразделении TikTok работали 67 сотрудников, пишет РБК. Для сравнения, в конце 2021 года штат состоял из 354 работников. На выплаты в процессе массовых увольнений компания потратила 112,5 млн рублей.
- Forbes со ссылкой на источники в компании в декабре 2022 года писал, что TikTok сократил несколько сотен своих сотрудников в России, в результате в подразделении осталось десять работников, которым предлагали релокацию в Дубай. РБК, в свою очередь, сообщал, что сотрудникам российского офиса TikTok предложили переезд в Казахстан, Армению и Киргизию, однако им пришлось бы взять на себя все расходы — в том числе на транспорт и жилье.
В цифрах
- Прибыль TikTok растет и в мире: рекламодатели все чаще используют приложение, чтобы получить доступ к «глобальной базе пользователей». Так, по данным Finbold, в сентябре 2022 года TikTok ежедневно зарабатывал $2,5 млн. Это примерно $104 тыс. в час. За весь сентябрь совокупный доход платформы составил $75,8 млн.
Операционная прибыль китайской компании ByteDance, владеющей TikTok, по итогам 2022-го составила рекордные $25 млрд, что на 79% больше, чем годом ранее. На рост доходов ByteDance существенно повлияло увеличение трат рекламодателей на продвижение в TikTok, пишет The Financial Times. Это позволило ByteDance впервые в истории обогнать Tencent и Alibaba, операционная прибыль которых в 2022-м — $23,9 млрд и $22,5 млрд соответственно.- По данным на январь 2022-го, у TikTok более 1 млрд активных пользователей в мире. Соцсеть также регулярно отчитывается о росте своей аудитории. Например, в США в марте 2023-го число ежемесячно активных пользователей соцсети достигло 150 млн — по сравнению с 100 млн в 2020 году.
Но при этом
- Половина американцев поддерживает запрет TikTok на территории США, следует из результатов опроса Pew Research Center. Еще 22% выступают против блокировки соцсети. При этом за запрет TikTok высказались 60% американцев-сторонников Республиканской партии. Среди демократов этот показатель составил 43%.
- В декабре 2022-го сенатор-республиканец Марко Рубио представил законопроект о запрете TikTok в США, а в конце февраля администрация президента потребовала, чтобы сотрудники всех федеральных агентств в течение 30 дней удалили TikTok со всех правительственных устройств. Уже в марте Белый дом поддержал законопроект, позволяющий ограничивать или запрещать использование технологий из Китая, России, Ирана, Северной Кореи, Кубы и Венесуэлы. Документ подразумевает возможный запрет TikTok.
- У Конгресса есть четыре основные претензии к деятельности соцсети, пишет CBS. Основная — угроза национальной безопасности: власти США утверждают, что Китай может запрашивать персональные данные американцев из приложения. Представители TikTok в свою очередь утверждают, что власти КНР никогда не запрашивали у компании информацию о пользователях из США. Кроме того, в Конгрессе обеспокоены зависимостью детей от соцсетей, в том числе — от TikTok, а также высоким уровнем дезинформации и распространением контента с изображением насилия и жестокости.
- 14 апреля первый штат в США принял законопроект о запрете TikTok: 54 члена Палаты представителей штата Монтана поддержали запрет, против высказались 43 чиновника. Документ вступит в силу в январе 2024 года в случае, если его подпишет губернатор штата Грег Джанфорте. Законопроект запретит магазинам приложений предлагать пользователям на территории штата Монтана установку TikTok. Штраф за нарушение составит $10 тыс. Местные жители, которые установили соцсеть на свои смартфоны ранее, смогут продолжить пользоваться приложением.
Фото обложки: Martin Meissner / AP / TASS