КапиталДеталиЗрелища и хлеб

Как в Китае зарабатывают миллиарды на чае с пузырьками и где попробовать бабл-ти в Москве

В Китае рынок бабл-ти — чайного напитка с добавлением молока и шариков тапиоки, похожих на мармелад, — достиг рекордных $20,4 млрд в 2023 году. Считается, что его впервые приготовили на Тайване в 1980-х. С тех пор бабл-ти покорил США, а в 2010-х линейку чая с пузырьками запустил европейский McDonald’s. 

Как в Китае зарабатывают на чае с пузырьками 

Популярный в Китае бабл-ти (bubble tea) — чайный напиток с добавлением шариков тапиоки — «вырастил» целое поколение миллиардеров. Например, крупнейший производитель bubble tea в КНР — Mixue Bingcheng — за 2023 год увеличил выручку на 46% (до $2,2 млрд). Компанией руководят два брата — Чжан Хунчао и Чжан Хунфу. В начале 2000-х открытие их небольшого ларька по продаже фруктового льда профинансировала их бабушка, но затем братья запустили стартап по производству бабл-ти и сконцентрировались на нем. Mixue Bingcheng готовится к выходу на биржу: у компании более 32 тыс. магазинов по всей стране и еще 4 тыс. за пределами Китая, а состояние каждого из братьев оценивается в $1,2 млрд. 

Фото: Imago / Filippo Carlot / TASS

Аналитики, опрошенные Bloomberg, отмечают: конкуренция на рынке бабл-ти в Китае уже достигла этапа, когда игроки начали применять классический бизнес-прием — искусственно занижать цены для выдавливания конкурентов. Например, Baicha Baidao — третий по доле рынка производитель бабл-ти в КНР — давно продает пол-литровую порцию чая с пузырьками примерно за $2 при средней цене в $5. Эта стратегия окупилась: за последние 3 года продажи Baicha Baidao выросли на 56% (до $787 млн). Если тенденция сохранится, то крупные компании окончательно вытеснят мелких игроков с рынка и будут диктовать свою ценовую политику, предупреждают эксперты.

Основатели компании Baicha Baidao (супруги Ван Сяокунь и Лю Вэйхун) открыли первую торговую точку в 2008 году — это был небольшой магазин площадью 20 кв. метров. На сегодняшний день у Baicha Baidao более 8 тыс. магазинов по всему Китаю, а в январе компания запустила свой первый магазин за пределами КНР — в Сеуле. 23 апреля Baicha Baidao планирует выйти на Гонконгский фондовой рынок. Ожидается, что это будет крупнейшее IPO на бирже в 2024 году: Baicha Baidao намерена продать 147,7 млн акций по 17,5 гонконгских долларов. В результате состояние владельцев может достичь $2,7 млрд, прогнозируют эксперты.

По данным China Chainless Store & Franchise Association, рынок бабл-ти в Китае достиг $20,4 млрд. Для сравнения, в 2018-м этот показатель составлял $7,4 млрд. 

Когда появился бабл-ти и как готовят напиток 

Считается, что популярный сегодня чай с пузырьками придумали еще в начале 1980-х на Тайване. Тогда Лин Сюхуэй — владелица небольшого кафе Chun Shui Tang — решила добавить в холодный чай тайваньский десерт с шариками тапиоки. Их также называют «жемчужины», или «боба». За несколько дней новый чай стал самым популярным напитком в заведении Сюхуэй. Концепцию подхватили и другие кафе, а в начале 2000-х в Азии начали появляться заведения, которые специализируются исключительно на бабл-ти. Со временем чай с пузырьками покорил США, а в 2010-х европейский McDonald’s запустил линейку бабл-ти, которую продолжает обновлять до сих пор: например, в 2021 году ее дополнили напитком на основе солодового молока и напитком со вкусом матча. 

Для приготовления бабл-ти обычно используют молоко и разные сорта чая — зеленый, черный, улун, ройбуш, таро и другие. Напиток дополняют сладкими добавками — сиропом, сгущенкой или мороженым. Но главный ингредиент — те самые «жемчужины» тапиоки. Это полупрозрачные шарики, которые готовят из крахмала маниока — клубневого тропического растения. У шариков нейтральный вкус, но они способны впитывать вкус и запах продуктов, в сочетании с которыми используются. «Жемчужины» лопаются во рту и по консистенции похожи на мармелад. Шарики тапиоки не содержат глютен, белки и жиры, зато в них есть витамины группы В, фосфор, кальций и калий, которые способствуют укреплению костей и положительно влияют на сердечно-сосудистую системы. В бабл-ти также часто добавляют фрукты. 

Бабл-ти в Москве 

«Московские новости» собрали топ мест, где в Москве попробовать бабл-ти — на основе рейтинга и отзывов пользователей «Яндекс Карт».

Chicha San Chen 

Оценка на «Яндекс Картах»: 4.8
Адрес: Пресненская набережная, 2
Средний чек: от 475 рублей 

Это точка популярной тайваньской сети чайных, которая насчитывает более 200 кафе в разных странах мира: от Камбоджи до Канады. В Chicha San Chen готовят бабл-ти на основе шести сортов чая, можно выбрать напиток по готовому рецепту или «собрать» свой. В основе — тапиока, а также кокосовое или пряное желе на выбор. Помимо бабл-ти, в кафе можно попробовать пушонг или османтус

Фото: CHICHA San Chen Russia / VK

Jinju bubble tea  

Оценка на «Яндекс Картах»: 4.7
Адрес: просп. Мира, 47, стр. 1
Средний чек: от 450 рублей 

Посетители отмечают, что это «уютная кофейня» в светлых тонах. В меню — четыре вида тапиоки: белая, черная, карамельная и медовая. Хит заведения — молочный напиток с воздушным яичным пудингом. 

Фото: Кирилл Иванов; Чанг Нгуен

Dav Bubble Tea

Оценка на «Яндекс Картах»: 4.6
Адрес: Ладожская ул., 7
Средний чек: от 700 рублей 

Все напитки в Dav «сложные»: в чай можно добавить батат, дуриан, жасмин или зеленую дыню. Пользователи «Яндекс Карт» рекомендуют попробовать «Коричневый гриль» с тапиокой и сливочным кремом, а также чай с кумкватом, в который можно добавить шарики со вкусом маракуйи и йогурта.

Фото: Dav Bubble Tea

Won Cha

Оценка на «Яндекс Картах»: 4.6
Адрес: ул. Щипок, 4
Средний чек: от 480 рублей 

Фудблогеры и СМИ называют Won Cha одной из лучших чайных Москвы, расположенных на фудкорте. Заведение известно необычными сочетаниями вкусов и оригинальной рецептурой: например, там можно попробовать бабл-ти с клубнем таро либо чай с корейскими конфетами, приготовленными из сахара и соды. 

Фото: Алексей Дроздов; Won Cha

Pims  

Оценка на «Яндекс Картах»: 4.3
Адрес: Рождественский бул., 1
Средний чек: от 550 рублей 

В описании заведения на «Яндекс Картах» говорится, что это сеть «модных чайных», которая уже несколько лет собирает очереди в Москве и Санкт-Петербурге. В меню есть четыре бабл-ти: два кофейных, один чайный и один с жасмином и медом. За дополнительную плату шарики тапиоки можно добавить в любой напиток.

Фото: Pims

Фото обложки: Imago / Filippo Carlot / TASS