Возобновление торговли между Китаем и Индией: что известно
Власти Индии и Китая впервые с 2020 года обсуждают возобновление трансграничной торговли, выяснило Bloomberg. Заинтересованность в этом выразили обе страны, и в настоящее время ведутся двусторонние переговоры. Агентство отмечает, что это очередной шаг к «медленной, но неуклонной» нормализации отношений между Индией и Китаем на фоне торговой войны с США.
Трансграничная торговля между Китаем и Индией всегда играла важную роль в улучшении условий жизни жителей приграничных районов. Китай хотел бы активизировать диалог и координацию с Индией по этому вопросу.
Министерство иностранных дел Китая
Индия и Китай более 30 лет поставляли друг другу товары (специи, ковры, технику, шерсть и т.д.) через три специальных пункта вдоль спорной границы в Гималаях протяженностью около 3,5 тыс. км. В 2017–2018 годах объем трансграничной торговли оценивался в $3,16 млн.
Помимо возобновления трансграничной торговли, Нью-Дели и Пекин намерены уже в сентябре восстановить прямое авиасообщение, сообщало ранее Bloomberg. По данным агентства, индийские авиаперевозчики получили от правительства страны задачу подготовиться к выполнению рейсов в КНР «в кратчайшие сроки». Официальное заявление стороны могут сделать уже на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который пройдет в конце августа в китайском Тяньцзине. Пассажирские рейсы между Индией и КНР (как и трансграничная торговля) приостановлены после начала пандемии COVID-19 и пограничных столкновений в 2020 году.
Что произошло между Индией и Китаем в 2020 году
Между Индией и Китаем в Гималаях нет демаркированной границы — две страны разделяет так называемая «линия фактического контроля» (Line of Actual Control, LAC). Большая ее часть проходит высоко в горах, через пустыни, реки и леса. Территориальный спор длится с 1951 года — с того момента, как Китай взял под свой контроль Тибет.

Очередное столкновение на спорном участке границы (в районе Восточный Ладакх) произошло в ночь с 15 на 16 июня 2020 года. Тогда погибли по меньшей мере 20 индийских военнослужащих и, по неофициальным данным, четверо китайских солдат (власти КНР точные цифры не раскрывают). Обе стороны не используют огнестрельное оружие на границе — при военных были только камни, деревянные палки с гвоздями и куски металлических труб. В СМИ произошедшее называли «самым кровопролитным столкновением» Индии и Китая более чем за 50 лет.
После этого Нью-Дели и Пекин начали наращивать военный контингент на линии фактического контроля, строить фортификационные сооружения, стягивать тяжелые вооружения. Так, Индия перебросила в Восточный Ладакх ударные вертолеты Apache с ракетами Hellfire и истребители Су-30МКИ и МиГ-29. Между солдатами двух армий продолжались стычки. В частности, еще одно столкновение произошло в декабре 2022-го — в округе Таванг в индийском штате Аруначал-Прадеш. Тогда несколько военнослужащих с обеих сторон получили легкие ранения.

Фото: Xinhua / ABACA / TASS
Двусторонние отношения Индии и Китая начали стабилизироваться только в октябре 2024-го, когда председатель КНР Си Цзиньпин и индийский премьер Нарендра Моди провели встречу на полях саммита БРИКС в Казани и договорились об отводе войск и возобновлении патрулирования на границе в Гималаях. Уже в январе 2025-го страны договорились восстановить авиасообщение, но весной их отношения вновь ухудшились — на фоне конфликта между Индией и Пакистаном (Китай — союзник Пакистана). По данным Bloomberg, Пекин поддерживал Исламабад в отражению индийской операции «Синдур», предоставляя разведданные со своих космических спутников.
Нормализация отношений Индии и Китая
С начала августа зарубежные СМИ пишут о «тактическим сближении» Индии и Китая, которое журналисты CNN, например, называют «браком по расчету». Эксперты прогнозируют, что страны продолжат наращивать экономическое сотрудничество (при этом «стратегическое соперничество» сохранится) на фоне набирающей обороты торговой войны президента США Дональда Трампа.
Отношения Индии и Китая с США
США — крупнейший торговый партнер Индии, на которого в прошлом году пришлось $87 млрд экспорта. Но сотрудничество, которое сохранялось последние 20 лет, пошатнулось под натиском новых тарифов Дональда Трампа. 5 августа американский президент объявил о введении дополнительной 25%-ной пошлины для Индии. В результате общий тариф на экспортируемые в США индийские товары достиг 50%. Свое решение Трамп объяснил тем, что Индия продолжает закупать подсанкционную российскую нефть. Президент США добавил, что экономика южноазиатской страны «мертва». В Нью-Дели действия Вашингтона назвали «несправедливыми и неоправданными».
Экономисты говорят, что тарифная война с США заставила Индию двигаться в сторону «стратегической независимости» и искать новых партнеров на международной. Китай, который тоже является одной из главных мишеней в торговой войне Трампа (сейчас между странами действует тарифная пауза, переговоры продолжаются), вовремя продемонстрировал готовность к диалогу.
Пекин и Нью-Дели постепенно снимают введенные ранее ограничения. Так, в июле Индия впервые за 5 лет возобновила выдачу туристических виз гражданам Китая (Пекин снял аналогичные ограничения еще в марте). В КНР также согласились открыть для индийцев два места паломничества в западном Тибете и ослабили ограничения на поставки мочевины (карбамид) в Индию, которая считается крупнейшим в мире импортером удобрений. Индийский премьер-министр Нарендра Моди, в свою очередь, планирует принять участие в саммите ШОС. Это будет его первый визит в Китай за 7 лет. Ожидается, что Моди и председатель КНР Си Цзиньпин проведут двустороннюю встречу.
Китай приветствует премьер-министра Моди, который прибудет в Китай для участия в саммите ШОС в Тяньцзине. Мы верим, что благодаря согласованным усилиям всех сторон Тяньцзиньский саммит станет примером солидарности, дружбы и плодотворных результатов работы.
Го Цзякунь
официальный представитель МИД Китая
Фото обложки: Михаил Метцель / ТАСС