КиберпанкДеталиИнтернет

Более трети россиян сидят в соцсетях до 3 часов в день, многие при этом испытывают негативные эмоции. Как контролировать свою активность в интернете

12% опрошенных заявили, что просматривают социальные сети круглосуточно. Около трети считают себя зависимыми от платформ. 

В мире больше всего времени в соцсетях проводят жители Филиппин, Колумбии и Бразилии. 

В цифрах

36% россиян проводят в соцсетях до 3 часов ежедневно. Только 8% жителей страны тратят на них менее 30 минут в день. 

Почему это происходит

Большинство респондентов объясняют это необходимостью быть в курсе новостей своих друзей и родственников.

Контекст

Почти половина пользователей при просмотре соцсетей испытывает негативные эмоции. Их появление психологи объясняют в том числе развитием синдрома упущенной выгоды.

Мировая практика

Последние несколько лет больше всего времени на соцсети тратят жители Филиппин — в среднем по 4 часа 15 минут в день. 

В цифрах

  • 36% интернет-пользователей проводят в соцсетях до 3 часов ежедневно. Большинство среди них — мужчины, пишет «Лента.ру», ссылаясь на исследование сервиса онлайн-психотерапии Zigmund.Online, платформы по работе с инфлюенсерами Perfluence и аналитического агентства ResearchMe.
  • 26% респондентов признались, что тратят на соцсети не менее 5 часов в день.
  • 12% заявили, что сидят в соцсетях круглосуточно. Женщин среди таких пользователей оказалось больше, чем мужчин.
  • Только 8% жителей России выделяют на это не более 30 минут в день.
  • В 2021 году самой популярной соцсетью у россиян был Instagram. На втором месте — «ВКонтакте». На третье место вышел TikTok, обогнав «Одноклассники», сообщили аналитики «МегаФона».

Почему это происходит

  • Большинство объяснили, что долго сидят в соцсетях, так как это помогает им быть в курсе всех новостей своих друзей и родственников (41%).
  • Более трети опрошенных используют социальные сети для общения и знакомств (38%).
  • Чуть меньше респондентов признались, что таким образом они убивают время (35%).
  • Многие пользователи считают, что с помощью просматривания соцсетей они получают новые знания и навыки (29%).
  • Меньше всего респондентов используют различные площадки для того, чтобы следить за звездами, блогерами или просто понравившимся человеком (12%).

Контекст

В ходе опроса около трети россиян отметили, что считают себя зависимыми от соцсетей. При этом почти половина участников исследования признались, что при просмотре испытывают скорее негативные эмоции, чем позитивные.

  • 26% опрошенных переживают из-за комментариев под своими публикациями.
  • 22% ощущают тревогу при просмотре контента.
  • 15% респондентов хотя бы раз волновались из-за того, что их контент не замечали или игнорировали.
  • 12% признались, что завидуют блогерам и пользователям, у которых больше подписчиков, чем у них.
  • Почти половина респондентов (41%) задумывались об удалении своего аккаунта в соцсети. В основном это люди от 18 до 24 лет.

Появление негативных эмоций при просмотре соцсетей психологи в том числе объясняют развитием синдрома упущенной выгоды (FoMO) — навязчивой боязни пропустить интересное событие или хорошую возможность. При этом эксперты призывают не путать синдром с завистью: пользователи с FoMO убеждены, что, будучи всегда «онлайн», можно «стать частью этой лучшей жизни». Поэтому у них и  появляется постоянное желание обновлять ленту соцсетей. Как следствие, такие люди отвлекаются на смартфон даже тогда, когда это неуместно: на дороге, при общении с близкими или на приеме у врача.

Врачи напоминают, что чрезмерное использование гаджетов также приводит к зрительному утомлению, хроническому информационному стрессу, головным болям и проблемам с осанкой.

Контролировать свою активность в соцсетях можно различными способами.

  • Смотреть статистику в самих соцсетях. Подобную информацию предоставляют в том числе Instagram, Facebook и «ВКонтакте».
  • Анализировать общую активность в смартфонах — такая возможность есть у владельцев устройств на платформах iOS 12 и выше, а также с Android 9.0 и выше.
  • Отслеживать время с помощью приложений-трекеров (например, TMetric, RescueTime, Toggl Track и других).

Мировая практика

По данным отчета Digital 2021: Global Review Report, около 4,2 млрд людей по всему миру используют соцсети для ведения бизнеса, чтения новостей, в маркетинговых целях или просто для развлечения.

  • Лидерами по количеству времени, потраченного на просмотр контента в соцсетях, в течение нескольких лет оставались жители Филиппин (в среднем по 4 часа 15 минут в день). Колумбия в 2021 году заняла второе место (3 часа 45 минут). Бразилия отстала всего на 3 минуты.
  • В топ-10 по «зависимости от соцсетей» вошли Кения, Нигерия, ЮАР, Мексика, Аргентина, Индонезия, Гана.
  • В Азии рейтинг многих стран оказался выше, чем в среднем по миру. Например, в прошлом году в Индонезии и Малайзии тратили на соцсети больше 3 часов в день, в Таиланде — почти 3 часа. При этом в наиболее развитых странах региона жители выделяли на соцсети, наоборот, очень мало времени: в Японии в среднем 51 минуту, Южной Корее чуть более часа. 
  • США заняли 25-е место по среднему времени использования соцсетей (2 часа 7 минут), несмотря на то, что в стране создали большинство популярных платформ, включая Facebook, Instagram и Twitter.
  • На Ближнем Востоке только жители Египта и Саудовской Аравии проводили более 3 часов в день в соцсетях. 
  • В Европе среди самых активных — пользователи из Португалии и Румынии (они тратят на соцсети чуть больше 2 часов).
Копировать ссылкуСкопировано