Что происходит
В США активисты наносят несанкционированную разметку пешеходных переходов на перекрестках, чтобы привлечь внимание властей к высокой смертности на дорогах.
Контекст
В 2021 году в ДТП погибло более 42 тыс. американцев — это максимум за 16 лет, а внесение изменений в ПДД и реконструкция дорог «буксуют» из-за бюрократии.
В цифрах
В мире ежегодно на дорогах погибают 1,3 млн человек, больше половины из них — пешеходы и мотоциклисты. Еще 50 млн получают травмы.
Мировая практика
В Финляндии для снижения смертности на дорогах ограничили скорость авто до 30 км/ч в жилых кварталах, в Швейцарии пешеходные переходы превращают в арт-объекты, в России устанавливают «умные» светофоры.
Что происходит
В США активисты устали ждать действий от чиновников и начали сами рисовать пешеходные переходы там, где жителям это необходимо, или в местах, где стерлась уже существующая разметка. Самодельные «зебры» есть на перекрестках Лос-Анджелеса и в городах нескольких других штатов.
- Активисты заявляют, что неоднократно обращались к властям с просьбой обустроить пешеходные переходы на опасных участках дорог. Чиновники согласились, однако постоянно откладывали выполнение обещаний, ссылаясь на пандемию коронавируса и иные причины.
- Кроме того, «самодельные» переходы не заставляют жителей нарушать ПДД. Как отмечают жители США в соцсетях, согласно законам некоторых штатов, например Вашингтона, пешеходы имеют право переходить дорогу на любом перекрестке — неважно, есть там разметка или нет. А нарисованные полоски лишь подтверждают эти права и заставляют водителей быть внимательнее.
- Городские службы, в свою очередь, оперативно стирают несанкционированные «зебры». Министерство транспорта заявило, что такие самодельные переходы «создают ложное чувство безопасности, что подвергает пешеходов риску».
- Нерасторопность большинства чиновников критикуют и некоторые их коллеги. «Это бесит, — написал в соцсетях член городского совета Сиэтла Эндрю Льюис. — Выглядит так, будто у властей есть время и деньги, чтобы оперативно удалить пешеходный переход, но на то, чтобы нанести разметку, уходят годы. Неудивительно, что соседи взяли на себя смелость действовать самостоятельно».
Контекст
- В США зафиксирован всплеск смертности на дорогах. В 2021 году в ДТП погибло более 42 тыс. американцев — это на 10% больше, чем в 2020 году, и максимум за 16 лет.
- Наибольшему риску подвергаются пешеходы: их смертность в США в прошлом году и вовсе достигла 40-летнего максимума.
- Власти приводили много объяснений происходящему, среди них — различные отвлекающие факторы (например, использование смартфонов) или рассеянность из-за «социальных потрясений» (например, пандемии). Однако журналисты винят во всем американских политиков. Они обращают внимание на то, что в европейских городах много свободных от машин зон, чем Соединенные Штаты похвастаться не могут, а дороги лучше освещены. Кроме того, во многих странах мира за скоростным режимом следят камеры — в некоторых американских штатах их нет.
- Чтобы защитить пешеходов, власти ряда городов США приняли международную концепцию обеспечения безопасности дорожного движения Vision Zero, призванную исключить смертность в результате аварий. Она предполагает расширение тротуаров, создание велодорожек, ограничение трафика и ряд других мер.
- Однако программа «забуксовала» из-за бюрократии. Например, в Вашингтоне не могут согласовать план с местными жителями — против строительства новых велодорожек на Коннектикут-авеню выступили местные магазины, они заявили, что потеряют клиентов из-за этого. В Сан-Франциско городские служащие подсчитали, что изменение дорожной разметки займет 7 лет, в Филадельфии члены городского совета не одобрили план реконструкции одного из аварийно-опасных участков дорожной сети.
В цифрах
- По данным ВОЗ, в мире ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает около 1,3 млн человек. Еще 50 млн человек получают травмы, которые во многих случаях приводят к инвалидности.
- Более половины из этих 1,3 млн смертей приходится на пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов, поэтому они считаются наиболее уязвимыми участниками дорожного движения.
- Полученные в ДТП травмы — основная причина смертности среди детей и молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет.
- Ущерб, который несет большинство стран в результате дорожно-транспортных происшествий, достигает 3% от их ВВП.
Более 90% смертей на дорогах приходится на страны с низким или средним уровнем дохода. Наиболее высокая смертность в результате дорожно-транспортного травматизма отмечается в странах Африканского региона, а наиболее низкая — в странах Европейского региона.
По данным 2019 года, самые опасные дороги — в Доминикане, это государство заняло первое место в антирейтинге из 179. Там на каждые 100 тыс. человек населения приходится 64 смерти в ДТП. Среди самых безопасных оказались дороги Исландии, Норвегии и Сингапура. США расположились на 109-м месте, уступив в том числе и России, которая заняла 114-ю строчку.
Мировая практика
- В Финляндии и Норвегии власти смогли добиться снижения смертности на дорогах за счет ограничения скорости автомобилей. Например, в Хельсинки водителям не разрешается ехать быстрее 30 км/ч на большинстве улиц в жилых районах города, 50 км/ч — на улицах в пригородных районах и 40 км/ч — в центре города. А рядом со школами движение и вовсе запрещено.
- Во Франции многие улицы городов делают полностью пешеходными. Например, в Париже к 2024 году запретят въезд в центр для автомобилей. Предполагается, что это поможет не только снизить число ДТП, но и избавиться от пробок и сделать воздух чище.
- Во многих городах мира пешеходные переходы, а иногда и просто серые участки асфальта окрашивают в яркие цвета и даже превращают их в настоящие произведения искусства. Например, в швейцарском Цюрихе перед одним из ресторанов сети McDonald's появился пешеходный переход MacFries в виде огромной упаковки картошки фри. Согласно исследованиям, красочные иллюстрации на дорогах делают их более безопасными для всех участников движения.
- В России во многих городах устанавливают светофоры со светящимися опорами или дополнительной подсветкой вокруг сигналов. В Москве установлены лежачие светофоры. Они представляют собой светодиодные красные и зеленые полосы, на которых высвечиваются надписи «ИДИ» и «СТОЙ».
- Также в 2019 году российские ученые разработали «умные» лежачие полицейские, которые на основе данных, полученных с камер, способны определять, поднимать барьер или нет. Искусственная неровность должна появляться перед водителем, нарушающим скоростной режим, и таким образом мотивировать его соблюдать ПДД.