Редактор раздела «Экономика» «Московских новостей», специализируется на макроэкономике, фондовом рынке и бизнес-тематике

Банковские карусели и кешбэк: почему банки недовольны теми, кто на них зарабатывает

Российские банки начали снижать лимиты по кредитным картам ряду клиентов или же блокировать их операции. Разбирались, чего добиваются банки и кого затронут их меры. 

На фоне высокой ключевой ставки российские банки решили заняться категорией клиентов, которые не приносят им прибыль. Речь идет о тех, кто пользуется кредитными картами исключительно в рамках беспроцентного периода. Как выяснил РБК, банки начали блокировать расходные операции по таким кредиткам или же стали сокращать лимиты по пластику. 

«Если раньше клиенты, которые пользовались кредитной картой, не платили банку годами проценты и думали, что в банках этого никто не понимает, то неожиданно за последние полгода клиентам показали, что банки про это понимают», — заявил зампред правления «Уралсиба» Станислав Тывес.

Проблемой для банков стали те россияне, кто успевает вернуть им деньги — закрыть долг по кредитке — в рамках беспроцентного льготного периода (который также называют «грейс»). Некоторые из таких клиентов умудряются не только сэкономить на услугах банка, но и заработать, используя заемные деньги. В том числе с помощью кешбэка — схемы, при которой банк возвращает определенный процент за покупки с его карты. 

Формат кешбэка может быть разный: как правило, речь идет о 1–5%. Это могут быть деньги, которые вернут на карту, баллы в дружественных магазинах, бонусы или же мили определенной авиакомпании. Как правило, размер кешбэка зависит от того, сколько тратит клиент — ожидаемо, чем выше сумма, тем больше можно вернуть. Собственно, расчет банка на то, что чем больше потратит его клиент, тем больше на нем можно заработать — в виде процентов и комиссий. 

Станислав Тывес из «Уралсиба» отмечает: если раньше банки «воевали, у кого будет больше кешбэка», то сейчас — «кто быстрее его обрежет». Из-за высокой ключевой ставки с прошлой осени банки поменяли свой подход. «Если по ключевой ставке 6% и большом объеме кредитов наличными банки это терпели (Большие расходы на кешбэк. — Прим. ред.), то при «ключе» 21% и низких объемах выдач кредитов наличными банки просто начинают блокировать этих клиентов и говорить: «Уходите в другие банки», — заявил Тывес. 

Особенно это относится к еще одной категории клиентов — тем, кто злоупотребляет системой и прибегает к так называемым «банковским каруселям», говорит Тывес.  

Речь идет о схеме, ставшей популярной на фоне высоких процентов по депозитам — ее неоднократно обсуждали в соцсетях. Идея в том, чтобы снимать наличные с кредиток, класть их на вклад под высокие проценты, а затем закрывать кредитки до конца льготного периода. Получается, что клиент не платит банку проценты за кредитные деньги, но зато банк перечисляет ему проценты по депозитам. Судя по всему, банки нашли, что противопоставить такой схеме, не закрывая счет. По закону сделать это в одностороннем порядке банк не может — остается только снижать лимит до минимума.  

На форумах на урезание лимитов по кредиткам с начала апреля жалуются клиенты нескольких банков, включая «Уралсиб», Альфа-банк, Ренессанс Банк и Т-банк. Сами финансовые организации попытки вытеснить «беспроцентных» клиентов отрицают. 

Кстати, это уже второй раз за весну, когда россияне говорят о проблемах с кредитными картами. В начале марта много шума наделали сообщения в соцсетях о Т-банке, клиентам которого закрыли кредитки — из-за установленного самозапрета на кредиты. Тогда в банке пояснили, что речь шла исключительно о неактивированных картах, по которым нет долга. Выяснилось, что банк вправе аннулировать их, так как активация такой карты приравнивается к получению новых заемных средств, что противоречит установленному запрету.

Копировать ссылкуСкопировано

Популярное