Российские банки с 6 января начали сообщать Федеральной налоговой службе об открытии и закрытии гражданами электронных кошельков. ФНС получит данные сервисов «ЮMoney» (раньше «Яндекс.Деньги»), «QIWI Кошелек» и WebMoney, сообщает ТАСС.
- Ранее налоговой передавали информацию только о банковских счетах, данные об электронных кошельках передавали по запросу.
- В 2020-м Центробанк поручил отправлять в ФНС информацию об открытии и закрытии электронных кошельков, поскольку они стали практически полноценным аналогом банковских счетов и зачастую на них хранятся крупные суммы.
- Соответствующий закон вступил в силу в апреле, порядок передачи информации ЦБ разработал в конце мая.
- Однако банки стали отправлять данные с 6 января 2021-го. Задержка объясняется пандемией и необходимостью дополнительного времени на то, чтобы настроить информационные системы банков на взаимодействие с налоговыми органами.
- У сервисов электронных кошельков есть свой расчетный банк, он и будет передавать данные ФНС автоматически.
- Эти правила распространяются на электронные кошельки с полной и упрощенной идентификацией клиента, но не действуют для неперсонифицированных (анонимных) электронных кошельков (например, для транспортных карт).
Усиление контроля за иностранными кошельками
С 1 июля 2021 года вступает в силу новый закон, согласно которому граждане будут отчитываться перед налоговой о движении денег по электронным кошелькам, если общая сумма зачисления или списания превышает 600 тыс. рублей в год.
Закон предполагает запрет на использование электронных кошельков без открытия банковского счета для того, чтобы оплачивать товары и услуги, результаты интеллектуальной деятельности и выполнять другие операции, связанные с торговой деятельностью.
Сколько россиян пользуются электронными кошельками
- По итогам 2019 года, российские пользователи открыли 534,6 млн электронных кошельков. 17,1 млн из них были персонифицированными.
- По всем электронным кошелькам россияне совершили 2,8 млрд операций на общую сумму 1,9 трлн рублей. Более половины операций пришлось на персонифицированные кошельки (1,1 трлн рублей), анонимные кошельки ограничены по лимиту операций и функциям.
- Чаще всего с помощью электронных кошельков оплачивали заказы в интернет-магазинах, мобильную связь, музыку, книги, мобильные приложения, дополнительные опции соцсетей и делали денежные переводы.