Что произошло
В Нью-Йорке 50 автомобилей оснастили системой ISA, которая может вмешаться в процесс вождения и ограничить скорость движения машины при необходимости.
Контекст
Решение внедрить технологию было принято на фоне растущей смертности на дорогах. ISA также собираются массово использовать и на территории Евросоюза.
Что говорят
Некоторые специалисты опасаются, что водители станут слишком доверяться электронным системам и не будут внимательно следить за дорогой.
Тенденция
Сегодня появляется все больше инновационных и необычных решений для обеспечения безопасности на дорогах. Среди них — подушки безопасности для пешеходов и устройства против засыпания за рулем.
Что произошло
В Нью-Йорке стартовала пилотная программа по оснащению городского транспорта системой, которая может вмешаться в процесс вождения и ограничить скорость движения машины при необходимости. Технологию внедрили уже в 50 автомобилей, пишет Axios.

- Интеллектуальная система регулирования скорости (ISA) с помощью видеокамеры считывает дорожные знаки, данные GPS и спутникового навигатора. В случае, если водитель превысит установленный скоростной лимит, ISA оповестит его и будет постепенно снижать скорость.
- «Если пилотный проект окажется успешным, мы хотим, чтобы эта программа была внедрена во все транспортные средства нашего городского автопарка», — заявил мэр Нью-Йорка Эрик Адамс.
- Журнал Autoweek написал, программа «знаменует собой поворотный момент для Нью-Йорка и для автомобильных технологий в целом».
Контекст
С 6 июля 2022 года вступило в силу требование ЕС оснащать все новые автомобили системой ISA.
- Согласно техрегламенту, есть четыре допустимых метода предупреждения о превышении скорости: усиливающийся звуковой сигнал или вибрация, ограничение мощности двигателя или система, которая «оттолкнет» ногу водителя от педали. Хотя бы один из них должен быть установлен в автомобиле.
- При этом контроль скорости будет остаться за водителем — например, если скорость начнет снижаться, он все равно может надавить на педаль и разогнать машину.
- Однако Нью-Йорк пошел несколько другим путем. Город решил внедрить «активную» ISA, которая может самостоятельно принимать решение и воздействовать на тормозную систему.
Axios отмечает, что решение оснастить подобными системами автомобили связана с высокой смертностью на дорогах, которая резко возросла в США и странах Европы с начала пандемии COVID-19.
- Согласно статистике, превышение скорости — одна из основных причин ДТП.
- По оценкам европейских специалистов, ISA снизит смертность на дорогах на 26–50%, если будет применяться в соответствии с правилами. Autoweek считает, что технология сможет сделать «очень многое» для безопасности американских пассажиров и пешеходов. Кроме того, использование технологии должно сыграть важную роль в снижении выбросов парниковых газов. Исследование Европейского совета по безопасности транспортного движения показало, что производство углерода машинами, использующими ISA, может уменьшиться на 8%.
Что говорят
Большинство экспертов и профильных журналистов солидарны в том, что ISA — это многообещающая технология, которая может существенно повлиять на ситуацию на дорогах. Однако некоторые специалисты опасаются, что массовое использование системы может усыпить бдительность водителей.
Учитывая, что в США ежегодно происходит более 10 тыс. смертельных ДТП, связанных с превышением скорости, потенциальные плюсы от использования ISA просто огромны <...> Идея ограничить скорость движения раньше не была популярна среди автопроизводителей, и большинство транспортных средств в США сегодня оснащены системами, которые хотя и ограничивают максимальную скорость, но все же довольно сильно завышают верхнюю планку: так, максимальная скорость у многих моделей составляет аж 249 километров в час, и даже заботящаяся о безопасности Volvo позволяет своим автомобилям развивать скорость до 180 километров в час.
Дэвид ЗипперBloomberg
Система Intelligent Speed Assistance (ISA) обязательна для новых автомобилей в ЕС с июля этого года, но ее уже начали использовать во многих уголках планеты. Мы видим, как эта система распространяется в Азии и Америке, и она оказывает реальное влияние на вождение. Использование ISA, вероятно, будет оставлять приятное впечатление от нахождения за рулем.
Джоэл БрашСтарший директор и глава американского отдела продаж автомобильной и промышленной продукции компании HERE
Я просто уверен, что при введении систем контроля скорости возникнут побочные эффекты. Они, скорее всего, проявятся в том, что человек, управляющий автомобилем, будет доверяться электронным системам и будет более расслаблен в плане контроля за скоростью движения, станет меньше уделять внимание окружающему пространству, изменениям в нем. При этом такие системы будут распространять свое действие на дорогах городов и на загородных трассах, а во дворах и на стоянках они вряд ли помогут. А человек будет расслаблен везде.
Дмитрий БудаквенкоРуководитель компании «Про-безопасность»
Тенденция
В разных странах применяются все больше инновационных и необычных решений для повышения уровня безопасности на дорогах. Нововведения иногда приводят к противоположному эффекту.
- В США, например, начали устанавливать электронные знаки, предупреждающие автомобилистов о высокой смертности на дорогах — таким образом власти решили призвать жителей к осторожному движению. Однако исследователи выяснили, что «табло с информацией о смертельных исходах в результате ДТП провоцирует появление мелких ошибок при вождении» и приводит к трагедиям. По их оценкам, такие дисплеи ежегодно приводят к тысячам дополнительных аварий.
- Также автопроизводители создают подушки безопасности, которые защищают пешеходов от фронтального или бокового удара. При неизбежном столкновении сенсор начинает надувать подушку под капотом, которая раздувается перед лобовым стеклом. Это позволяет снизить риск травмы головы пешехода, попавшего в аварию.
- Еще одно современное решение — это устройства против засыпания за рулем. По принципу действия такие системы делятся на два типа: первые сканируют пульс водителя, и как только он становится реже, начинают вибрировать. Другие, более сложные, следят за направлением взгляда. Стоит закрыть глаза, начать часто моргать или даже отвести взгляд от дороги — тут же раздается душераздирающий писк.
- Некоторые водители стали использовать специальные мониторы-регистраторы против слепых зон на дороге. В такую систему зачастую входят четыре камеры, размещенные в стратегически важных местах корпуса автомобиля. Они в реальном времени транслируют изображение на экран перед глазами водителя, а водитель получает полное представление о том, что происходит вокруг его машины.
- Новые системы помощи водителю в свою очередь непрерывно осуществляют мониторинг дорожной ситуации и ассистируют водителю. Они распознают дорожные знаки, пешеходов, автоматически включают и выключают фары дальнего света, чтобы не доставлять неудобств встречному транспорту, и дают голосовые советы водителю о том, как лучше поступить в той или иной ситуации.