КапиталДетали

Автомобили «Формулы-1» на аукционах: сколько стоят болиды и можно ли ездить на них по городу

Ferrari F2001 Михаэля Шумахера ушел с молотка на аукционе за $18,17 млн. Этот болид занимает четвертое место среди самых дорогих машин «Формулы-1», уступая только трем моделям Mercedes. Рассказываем, в чем их уникальность и можно ли кататься на болидах по обычным дорогам. 

Болид Михаэля Шумахера продан на аукционе 

Гоночный автомобиль Ferrari F2001, на котором Михаэль Шумахер выступал в сезоне «Формулы-1» 2001 года, был продан на аукционе RM Sotheby's за $18,17 млн. Именно на этом болиде Шумахер одержал победы на Гран-при Монако и Венгрии, а также завоевал свой четвертый чемпионский титул.

Михаэль шумахер

Михаэль Шумахер считается одним из величайших гонщиков в истории «Формулы-1». Он 7 раз становился чемпионом мира. Это рекорд, который он делит с британцем Льюисом Хэмилтоном. В 2013 году, уже после завершения гоночной карьеры, Шумахер получил тяжелую черепно-мозговую травму во время катания на лыжах в Мерибеле. С тех пор он находится под постоянным медицинским наблюдением. О его состоянии известно крайне мало — семья спортсмена строго охраняет частную жизнь. В настоящее время он живет с семьей на берегу Женевского озера.

Торги начались с €8 млн (примерно $9,09 млн) и завершились при цене €14,2 млн. Учитывая комиссии, итоговая сумма составила €15,98 млн ($18,17 млн). Аукцион проходил одновременно в онлайн- и офлайн-форматах. Покупателем стал участник, делавший ставки в зале.

Ferrari-F2001
Фото: Jayne Russell / Zuma / TASS

Проданный F2001 — последний Ferrari, который выигрывал Гран-при Монако и становился чемпионом мира в одном сезоне. В последующие 24 года команда побеждала в Монако лишь дважды — в 2017 году с Себастьяном Феттелем и в 2024-м с Шарлем Леклером.

Что делает болиды «Формулы-1» самыми быстрыми в мире

Гоночные автомобили «Формулы-1» — одни из самых быстрых машин в мире благодаря сложной аэродинамике, мощным двигателям и специализированным шинам. Максимальная скорость болида составляет около 340 км/ч на длинных прямых участках трассы.

  • В болидах применяют специальные элементы, создающие силу, которая прижимает машину к дороге. Она улучшает сцепление и позволяет проходить повороты на высокой скорости. Передний спойлер направляет поток воздуха вокруг колес, снижая сопротивление, а заднее крыло можно регулировать, меняя угол наклона для адаптации к трассе.
  • Современные болиды оснащены гибридными двигателями — это сочетание обычного бензинового мотора и электрических систем, которые восстанавливают энергию при торможении и из выхлопных газов. Такая технология позволяет развивать мощность до 1 тыс. лошадиных сил. 
  • Шины «Формулы-1» — ключевой элемент, от которого зависит скорость и безопасность. Они выпускаются в трех основных составах: Soft (мягкие), Medium (средние) и Hard (жесткие). Все они обладают разными характеристиками. Soft шины обеспечивают максимальное сцепление, но быстро изнашиваются, Hard более долговечны, но с меньшим сцеплением. 
Болиды-Формулы-1
Фото: Alessio De Marco / Zuma / TASS

По оценкам экспертов, создание одного современного болида «Формулы-1» обходится в $15–20 млн.

Самые дорогие болиды «Формулы-1» на аукционах: рекорды и российские предложения

Ferrari F2001 Михаэля Шумахера, недавно проданный за $18,17 млн, занял четвертое место в списке самых дорогих автомобилей «Формулы-1», когда-либо проданных на аукционах. Три первые строчки принадлежат болидам Mercedes.

Мировой рекорд в 2025 году установил Mercedes W196 Streamliner, за который отдали $52,52 млн. На нем в середине 1950-х выступали легенды автоспорта — Хуан-Мануэль Фанхио и Стирлинг Мосс. Этот болид «Формулы-1» стал самым дорогим в истории.

Mercedes-W196-Streamliner
Фото: RM Sotheby’s

Вторую строчку занимает Mercedes W196, который в послевоенный период пилотировал Хуан-Мануэль Фанхио. В 2013 году этот болид был продан за $29,6 млн и долгое время оставался самым дорогим автомобилем «Формулы-1» на аукционе. Он считается единственным сохранившимся W196, выигравшим два этапа чемпионата подряд — в Германии и Швейцарии.

Тройку лидеров замыкает Mercedes 2013 года, на котором Льюис Хэмилтон одержал первую победу в составе команды Mercedes-AMG W04, выиграв Гран-при Венгрии. Болид был продан в 2023 году за $18,8 млн

В России также появилась возможность приобрести гоночный автомобиль «Формулы-1» — в Москве выставлен на продажу Ferrari F2002. Однако у машины отсутствуют педали, руль и двигатель. Это модернизированная версия гоночного автомобиля, созданная командой знаменитых инженеров, которая не участвовала в гонках чемпионата мира. Стоимость некомплектного болида составляет 75 млн рублей, а оригинальный двигатель обойдется в 8–10 млн рублей.

Можно ли ездить на болидах «Формулы-1» по обычным дорогам

В календаре «Формулы-1» есть несколько городских гонок — в Монако и Сингапуре в трассу превращают центральные улицы. Однако такой трек готовят для соревнований с учетом особенностей болидов.

Гоночные автомобили, включая болиды «Формулы-1», не предназначены для использования на дорогах общего пользования. Такие машины не соответствуют стандартам безопасности, лишены необходимых световых приборов и обладают особенностями конструкции, которые делают их непригодными для городского движения. 

Шины болида «Формулы-1» работают эффективно только в определенном температурном диапазоне: холодная резина плохо сцепляются с дорогой. А крайне низкий дорожный просвет и аэродинамические обвесы создают пониженное давление под кузовом, что опасно при езде на неровных городских дорогах с люками и ямами.

Тем не менее существуют гоночные автомобили, сертифицированные для дорог общего пользования, например Lola F1R. Этот болид оснащен передними фарами, стоп-сигналами, поворотниками и имеет регулируемый дорожный просвет от 50 до 75 миллиметров. Несмотря на запрет, бывают случаи, когда гоночные автомобили выезжают на обычные дороги. Так, в Чехии видеорегистратор зафиксировал красный болид, похожий на Ferrari F2004 Михаэля Шумахера, с которым он участвовал в соревнованиях в сезоне 2004 года. Ранее этот же автомобиль уже появлялся на шоссе, однако водитель, который ехал в шлеме, остается неизвестным. При этом ему удалось избежать серьезных наказаний — лишения прав на год и крупного штрафа.

Фото обложки: Gero Breloer / DPA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано