Что произошло:
«Формула-1» анонсировала переход на биотопливо.
Тенденция:
несколько производителей уже начали тестировать спортивные авто на биотопливе.
Контекст:
к «чистому нулю» стремятся также производители самолетов и городского общественного транспорта.
Почему это важно:
на транспортный сектор приходится почти четверть мировых выбросов СО2, и это количество растет.
Что произошло
«Формула-1» анонсировала переход автогонок на биотопливо из стопроцентного возобновляемого сырья в рамках программы по достижению углеродной нейтральности к 2030 году.
- Процесс перехода будет постепенным. Уже в 2022 году на соревнованиях по плану будет использоваться более экологичное топливо стандарта Е10, которое на 90% состоит из бензина, и на 10% — из этанола. Отказ от бензина намечен на 2025–2026 годы.
- Предполагается, что основной компонент биотоплива для гоночных авто будет поступать либо из схемы улавливания углерода, либо из муниципальных отходов или биомассы, которая будет состоять из водорослей, сельскохозяйственных отходов и непродовольственных культур, выращенных на почве, непригодной для производства продуктов питания.
- Новый вид топлива можно будет использовать в традиционных гоночных машинах. Оно не потребует существенных модификаций в двигателе внутреннего сгорания. Мощность авто сохранится.
- В будущем планируется наладить массовое производство и сделать биотопливо доступным для всех автомобилистов.
Тенденция
О решении перейти на возобновляемое сырье в апреле 2021 года объявил автоконцерн Porsche. Уже в сезоне этого года на этапах суперкубка Porsche Mobil 1 было использовано биотопливо на основе пищевых отходов.
- В 2022 году компания намерена перевести гоночные авто на синтетическое топливо e-Fuel на базе метанола, разработкой которого Porsche занимается совместно с ExxonMobil. Представители автопроизводителя заявили, что оно позволит сократить выбросы CO2 на 85%.
- Французская нефтяная компания Total Energies заявила о намерении в 2022 году запустить производство экологичного топлива для гоночных автомобилей на основе вина. Excellium Racing 100 будут производить из биоэтанола, винного осадка французской винодельческой промышленности и виноградной выжимки.
- Производитель считает, что винное биотопливо позволит сократить выбросы СО2 как минимум на 65%.
- Протестировать топливо планируют на гонке «24 часа Ле-Мана» и Европейской серии Ле-Ман.
Контекст
О переходе на биотопливо задумались и авиаперевозчики. Например, компания Air France уже использует его на маршрутах средней дальности. А в мае 2021 года Airbus А320, заправленный авиационным керосином с примесью 16% биотоплива, совершил первый трансконтинентальный рейс из парижского аэропорта Шарль-де-Голль в Монреаль. Топливо было изготовлено из отработанных растительных масел французским нефтяным концерном Total.
- Европейский авиаконцерн Airbus экспериментируют с А320, работающим на стопроцентном биотопливе. Летные испытания стартовали весной 2021 года. Сейчас все гражданские самолеты Airbus сертифицированы для заправки горючим, содержащим до 50%
SAF . - Главный конкурент европейского концерна — компания Boeing — объявила, что готова к 2030 году начать поставки коммерческих самолетов, которые смогут летать на стопроцентном биотопливе. Компания уже несколько лет занимается разработками в этой сфере. Первый грузовой Boeing 777 на биотопливе поднялся в воздух еще в 2018 году. Однако для коммерческих рейсов максимальное содержание биотоплива пока составляет 50%.
- По данным Министерства энергетики США, использование новых видов топлива может снизить выбросы CO2 в атмосферу на 80%.
- Многие страны намерены сделать «чистым» и общественный транспорт. Например, Лондонская транспортная стратегия предусматривает полное прекращение выбросов к 2037 году. Британская столица взяла на себя обязательство с 2025 года закупать только автобусы с нулевым уровнем выбросов.
- Согласно планам парижских властей, к 2025 году все автобусы в городе должны стать на 100% «чистыми», используя как электричество, так и биотопливо.
- Владельцы легковых авто тоже могут снизить выбросы от своих транспортных средств, даже если используют обычное топливо. Например, корпорация Google запускает «экологичную маршрутизацию»: водители смогут увидеть в Google Maps не только самый быстрый, но и самый экологичный маршрут.
Почему это важно
По оценкам экспертов, на транспортный сектор приходится почти четверть мировых выбросов СО2. Несмотря на глобальные усилия по повышению энергоэффективности и электрификации, количество выбросов неуклонно растет.
- По прогнозам«Формулы-1», к 2030 году мировой автопарк достигнет уровня в 1,8 млрд машин, менее 10% из них будут работать на электричестве. Поэтому разработка альтернативных видов топлива считается приоритетом для автопроизводителей.
- Сегодня на гонки приходится примерно 256 тыс. тонн CO2, однако только 0,7% — выбросы самих гоночных автомобилей. Большая часть парниковых газов попадает в атмосферу при транспортировке авто водным и авиационным транспортом.