Ассасины, черные самураи, сомнительные дизлайки и война в «Википедии»

Анонс игры Assassins Creed Shadows с участием чернокожего самурая Ясукэ спровоцировал бурю в соцсетях. Даниил Ротштейн разбирает суть спора, а заодно раскрывает странную природу дизлайков на YouTube.

Никогда такого не было, и вот опять. Компания Ubisoft анонсировала долгожданное путешествие франшизы Assassin’s Creed в феодальную Японию. Серия, посвященная приключениям ловких убийц в разнообразных исторических сеттингах, и страна, подарившая глобальной поп-культуре ниндзя и самураев, кажется, созданы друг для друга. Поклонники франшизы ждали японского эпизода Assassin’s Creed так долго, что разработчики студии Sucker Punch успели сказать «ладно, тогда мы сами» и выпустить «Призрака Цусимы», который по всем параметрам и был AC в Японии. Через 4 года после релиза «Призрака» Ubisoft наконец-то показала первый трейлер Assassin’s Creed Shadows, действие которой будет происходить в Японии ближе к концу периода Сэнгоку. Так почему у ролика на момент написания этой заметки 258 тыс. дизлайков против 204 тыс. лайков?

Что известно об Assassin’s Creed Shadows

Кинематографический — то есть без геймплея — трейлер Shadows показал, что в игре будет два протагониста: девушка-ниндзя (или куноити) Наоэ и чернокожий самурай Ясукэ, реально существовавший исторический персонаж. Задумка в том, что ловкая и скрытная Наоэ будет отвечать за стелс и паркур, в том числе с помощью «кошки», а Ясукэ — за открытую рукопашку. Разработчики обещают, что большинство миссий можно будет пройти за любого из двух персонажей и в любом стиле. Сама по себе идея с двумя протагонистами не новая: такое уже было в Assassin’s Creed Syndicate в 2015 году.

Проблема, как можно догадаться, — во включении Ясукэ. Заметный сегмент аудитории взбешен тем, что в игре про феодальную Японию им предстоит играть за чернокожего воина.

Кто недоволен Assassin’s Creed Shadows

Некоторые ресурсы приписывают недовольство включением Ясукэ «японским фанатам», но проверить этот факт довольно трудно. Большинство недовольных пишут по-английски, а некоторые японоязычные комментарии уличили в машинной природе. Ну и вообще, в интернете никто не знает, что ты собака.

Фото: Peter Steiner / The New Yorker

Основные драйверы негатива — все те же участники «культурных войн», которых мы недавно наблюдали в ходе дискуссии вокруг Stellar Blade. Это часть активной западной онлайн-тусовки, воюющей против внедрений пресловутой «повесточки» в поп-культуру. 

Я допускаю, что часть недовольства — это действительно разочарованные японские фанаты, тем более что не слишком большая, но заметная фанатская база у франшизы Assassin’s Creed в Японии действительно есть. Но здесь есть несколько оговорок: Ясукэ не первый раз появляется в играх про Японию и, главное, в сделанных в Японии играх. В частности, он был играбельным персонажем в Samurai Warriors 5 и NPC в Nioh — обе выпущены японским издателем Koei Tecmo без заметных скандалов.

Другой момент: японская аудитория в массе своей достаточно терпимо относится к добавлению условно «западных» персонажей в свои сеттинги. Достаточно вспомнить голливудскую адаптацию «Призрака в доспехах» со Скарлетт Йоханнсон в главной роли. Пока англоязычный Twitter брызгал слюной по поводу «обеления» классического аниме, японцы приветствовали кастинг популярной западной актрисы. Западные твиттеряне о чистоте японской культуры пекутся куда больше.

Впрочем, решение Ubisoft сделать Ясукэ одним из главных героев новой игры в любом случае спорное.

Хотя серия Assassin’s Creed славится включением в сюжеты исторических персонажей вроде Макиавелли, Сократа, Маркса и кого угодно еще, протагонисты серии всегда были вымышленными, так что это довольно резкое отхождение от формата.

Что интересно, как минимум два протагониста франшизы были чернокожими: освобожденный раб Адевале в пиратской Assassin’s Creed: Freedom Cry и дочь французского купца и рабыни Эвелина в Assassin’s Creed: Liberation. Почему на их появление не было такой реакции?

Можно выбрать ответ по вкусу. Кто-то скажет, что действие тех игр происходило в Карибском бассейне в XVIII веке и присутствие героев, связанных с институтом рабства, более чем оправданно. Кто-то скажет, что и Адевале, и Эвелина — протагонисты побочных историй и спин-оффов, а не больших релизов, так что просто меньше привлекли к себе внимания. А я скажу, что оба были представлены публике больше 10 лет назад, и интернет тогда был несколько более уютным местом.

Существовали ли черные самураи

Но есть и светлая сторона: геймеры снова спорят об истории. Ясукэ точно существовал, в этом историки согласны. В промежутке между 1579 и 1582 годами чернокожий воин, прибывший вместе с миссионерами-иезуитами, входил в окружение легендарного политического деятели Оды Нобунаги. Цвет кожи и могучее телосложение Ясукэ производили колоссальное впечатление на японцев. Больше о нем почти ничего неизвестно: ни откуда он прибыл, кроме как «наверное, из Африки», ни был ли он привезен в Японию как раб, ни даже его настоящее имя — «Ясукэ» его прозвал сам Нобунага. Соответственно, неизвестно доподлинно, был ли Ясукэ, находясь при дворе Нобунаги, именно самураем, или имел другой статус — скажем, оруженосца.

После релиза трейлера Assassin’s Creed Shadows в англоязычной «Википедии» по этому поводу разразилась полноценная война правок, которая закончилась временной блокировкой любых изменений на странице, посвященной Ясукэ. До этого техническая корректность применения термина «самурай» к Ясукэ мало кого беспокоила — для большинства людей это синоним японского воина, а воином Ясукэ однозначно был.

И кстати: если статус Ясукэ как минимум спорен, то про женщин-ниндзя доподлинно известно, что их не существовало. Но обольстительные и смертоносные куноити никого в интернете не триггерят, поди разберись. 

Странные дизлайки на YouTube

Скандал, или «скандал», вокруг нового Assassin’s Creed — отличный повод поговорить о дизлайках на YouTube. В 2021 году компания официально скрыла их счетчик со страниц видео. Нажать на кнопку дизлайка можно, увидеть, сколько у тебя единомышленников, — нет. Google объяснила это «поддержкой малых каналов» или какой-то похожей ерундой, но ежу понятно, что решение было принято под давлением крупных рекламодателей, которым не всегда нравилось наблюдать глас народ в действии.

Сегодня мы берем цифры о дизлайках из данных независимого браузерного плагина Return YouTube Dislike. Как он считает дизлайки? Если коротко, плохо. У плагина нет никакого секретного доступа к внутренностям YouTube, этот API был закрыт в 2021 году. Вместо этого Return YouTube Dislike фиксирует, сколько дизлайков и лайков поставили пользователи плагина, и экстраполирует это соотношение на общее число просмотров. Есть различные свидетельства, что такая методика приводит к завышению числа дизлайков в несколько раз. Как вариант потому, что люди, достаточно заинтересованные в этой теме, чтобы целенаправленно поставить такой плагин, чаще в целом ставят дизлайки. Впрочем, даже в этом случае прием трейлера AC Shadows нельзя назвать теплым.

Когда выйдет Assassin’s Creed Shadows

Безотносительно скандалов, Assassin’s Creed — настоящая машина для печатания денег для Ubisoft. Это притом что на игры франшизы уже много лет жалуются по самым разным поводам, от плоских персонажей до скучных миссий, слабого стелса и кривой боевки. И тем не менее в тщательно проработанных псевдоисторических сеттингах, которые рисует Ubisoft, есть что-то непреодолимо привлекательное для огромного числа геймеров.

Сможет ли их отпугнуть чернокожий самурай — узнаем 15 ноября, когда Assassin’s Creed Shadows выйдет на ПК, PlayStation 5 и Xbox Series X/S. Акции компании сегодня уже ощутимо просели, но, справедливости ради, одного Ясукэ для этого было бы мало. Свою роль сыграли более низкие, чем ждали аналитики, проекции по выручке и free-to-play шутера Tom Clancy’s The Division Heartland, который был в разработке 3 года.

Фото обложки: Ubisoft

Копировать ссылкуСкопировано