Сколько в Азии тратят на искусство
Молодые люди в Азии все чаще приобретают предметы искусства, заявил председатель Sotheby’s Asia Николас Чоу. По данным Art Basel & UBS, более 40% покупателей современного искусства в регионе — миллениалы (родившиеся в период с 1981-го по 1996 год). В первой половине 2023-го они принесли азиатскому арт-рынку порядка $60 тыс. Их догоняют зумеры (родившиеся в период с 1997-го по 2012 год): траты на искусство в этой возрастной категории оцениваются в $56 тыс.
Покупатели становятся все моложе. Да, состоятельные «иксы» (представители поколения X родились в 1964–1980 годах. — Прим. ред.) все еще доминируют на арт-рынке, но молодая аудитория набирает обороты. Я недавно наблюдал, как 20-летний покупатель в галерее Шанхая приобрел картину, чтобы отпраздновать свой выпуск из университета.
Николас Чоу
глава азиатского подразделения аукционного дома Sotheby’s
«Помолодела» и аудитория офлайн-торгов: например, на весеннем аукционе Christie’s в Гонконге среди покупателей было 43% миллениалов, причем часть из них участвовали в подобном мероприятии впервые. В Sotheby’s эту тенденцию связывают с популяризацией искусства в социальных сетях.
Во время пандемии COVID-19 многие аукционные дома, в том числе Sotheby’s, сделали ставку на присутствие в «цифре» и онлайн-трансляции. Это действительно привлекло внимание более широких слоев населения к искусству и позволило нам взаимодействовать с покупателями по всему миру.
Николас Чоу
глава азиатского подразделения аукционного дома Sotheby’s
Миллениалы: новая аудитория арт-рынка
Согласно докладу Art Basel & UBS, в период с 2021-го по 2023-й расходы на искусство увеличили представители всех поколений, но наиболее активный рост спроса зафиксировали среди миллениалов — на 31% за 2 года.

В 2023-м миллениалы больше других поколений потратили на цифровое искусство и печатную графику (гравюра, литография и т.д.). Поколение X более традиционно: коллекционеры старше 45 лет вкладываются в картины, скульптуру и фотографию. Так, в минувшем году «иксы» потратили на живопись в общей сложности $145 тыс. — против $108 тыс. среди миллениалов.

В 2024-м 58% молодых коллекционеров, опрошенных Art Basel, намерены расширить свои собрания произведений искусства. Большинство из них — жители Китая, Японии, Бразилии и Италии. Свое увлечение они чаще всего объясняют «страстью к коллекционированию», а «иксы» рассматривают вложения в искусство как выгодную инвестицию.

В США интерес миллениалов к арт-рынку зафиксировали в 2018 году: по данным UBS, на тот момент люди в возрасте от 22 до 37 лет уже составляли почти половину покупателей и ежегодно тратили на произведения искусства в среднем $500 тыс. Аналитики американской галереи Park West Gallery тоже связывают эту тенденцию с развитием соцсетей: они провели опрос и выяснили, что 79% миллениалов в США узнают о новых выставках и следят за аукционами с помощью онлайн-платформ. В Великобритании в 2021 году появилось целое сообщество молодых коллекционеров Young Collectors.
В России основная аудитория арт-рынка — покупатели в возрасте от 25 до 34 лет. Причем российские площадки по продаже современного искусства сообщают о росте доходов: оборот крупнейшего арт-маркетплейса страны BIZAR в 2022-м составил 40 млн рублей, а за 2023-й этот показатель вырос в 3 раза. В TEO by Cosmoscow в минувшем году продажи выросли на 30%. Чаще всего россияне приобретают живопись, графику и керамику, среди покупателей большинство — жители Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Нижнего Новгорода, Краснодара и Воронежа.
Объемы мирового арт-рынка
В 2023 году глобальные продажи предметов искусства упали на 4% — до $65 млрд. При этом количество сделок на арт-рынке выросло на те же 4% (до 39,4 млн). Люксовые предметы искусства коллекционеры по-прежнему приобретают преимущественно офлайн — на торгах в аукционных домах. В онлайн-сегменте 58% сделок приходится на арт-объекты стоимостью менее $50 тыс.
Крупнейшим рынком в 2023-м остались США. На их долю пришлось 42% объема продаж, но обороты местного арт-рынка сократились на 10% (до $27,2 млрд). Единственной страной, где объем торговли вырос, оказался Китай (+9%, до $12,2 млрд). Это позволило КНР обойти Великобританию ($10,9 млрд по итогам 2023 года) и закрепиться на втором месте. The Artnewspaper пишет, что Китай, в частности Гонконг, стремится стать мировым «арт-хабом».
По данным правительства Гонконга, в 2022 году сделки в области импорта и экспорта искусства составили $11,3 млрд — в 5 раз больше, чем в 2017-м. В специальном административном районе КНР в 2023 году новые галереи открыли крупнейшие аукционные дома Sotheby’s и Christie’s. Кроме того, там начали работать представительства аукциона Phillips и швейцарской галереи Hauser & Wirth. А на одну из самых масштабных ярмарок современного искусства Art Basel Hong Kong съехались 242 галереи из 40 стран мира.
Фото обложки: Zuma / TASS