Почему молодежь аполитична
Молодые россияне практически не вовлечены в политику. По данным опросов, молодежь в возрасте 18–24 лет чаще остальных заявляет об отсутствии заинтересованности в этой сфере.
Молодые люди традиционно проявляют меньше интереса к политике, чем старшие поколения. Как отмечает социолог Денис Волков, внимание к этой сфере появляется ближе к 40 годам — когда человек становится более самостоятельным и начинает ориентироваться в общественной жизни.
Эксперты объясняют это не только слабым пониманием политических процессов, но и большей вовлеченностью молодого поколения в свои повседневные заботы и интересы. Также на аполитичность влияет и общественное мнение об отсутствии возможности что-то изменить.
Как работают мемы в политике и зачем их используют
Ряд исследований связывает использование юмора с улучшением коммуникации и усилением воздействия на аудиторию. Поэтому политические партии начали использовать мемы — они основываются на юмористических картинках и превращают сложные темы в короткие и визуально понятные сообщения, что привлекает более обширную аудиторию.
Параллельно мемы могут стать инструментом контроля над инфоповесткой и мнением масс. Ученые утверждают, что мемы не просто проникают в сознание человека, но и меняют его установки на бессознательном уровне. Они вызывают автоматическую реакцию: люди быстро распространяют популярные юмористические картинки. Это может сподвигнуть человека проголосовать за того или иного политика или поверить в определенные идеи.

Рост популярности мемов в политике отражает общие изменения в форматах публичной коммуникации. К традиционным способам — выступлениям, интервью, программным документам — добавляются новые технологии и присутствие в соцсетях. Соцсети и мемы позволяют упростить образ политика, сделать его ближе и понятнее, снизив дистанцию между ним и аудиторией.
Как партии осваивают мемы и нейросети в России
На фоне аполитичности молодежи российские парламентские партии активизировали работу с этой аудиторией и все больше экспериментируют с вовлекающим контентом в социальных сетях.
ЛДПР
В ЛДПР заявляют, что всегда ориентировались на молодежь, но теперь делают ставку не только на политически активных, но и на более широкую аудиторию. В Telegram-канале «Молодежь ЛДПР» публикуются мемы, короткие ролики со спецэффектами с Владимиром Жириновским, а также контент с вымышленным аниме-персонажем — «ЛДПР-тян», которая борется против экс-президента США Джо Байдена.

Партия создает сообщества по интересам: от моды и музыки, где проводят лекции о стиле и помогают записывать треки, до киберспорта, а также имеет собственный бот для знакомств «Обоюдно», где участники могут найти серьезные отношения или друга.
«Новые люди»
«Новые люди» фокусируются на молодежи как основной части своей аудитории. Внутри партии много участников до 35 лет, а молодежная повестка выражается в первую очередь в содержании инициатив. Среди них — защита женщин от домогательств и сталкинга, выступления за разблокировку цифровых платформ и образовательные проекты: «Я в деле» и «Стройная страна». Мемы и интернет-лексика также используются: в обращениях партийцы упоминают «нашего слоняру» и зарубежных звезд.
КПРФ
КПРФ интегрируют в свою работу технологии искусственного интеллекта. С помощью нейросетей Иосиф Сталин, Владимир Ленин и Карл Маркс «оживают» и говорят молодежным языком. Партия активно ведет страницы в TikTok и мессенджерах, а также участвует во многих интернет-челленджах и трендах.
Как и ЛДПР, коммунисты также создали своего аниме-персонажа — стилизованного молодого человека «КПРФ-куна», который часто фигурирует в контенте партии. Так, московское отделение опубликовало ролик в TikTok, где «КПРФ-кун» флиртует со зрителями, используя реплики вроде: «Нравится, когда заводы и банки работают на государство, а не на воров. Но ты нравишься больше».
ИИ и мемы на выборах: как используют новые технологии за рубежом
Молодежные тренды, искусственный интеллект и мемы в предвыборных кампаниях вовсю используют и за пределами России.
Например, на президентских выборах в США в прошлом году TikTok стал ключевой платформой для кандидата Камалы Харрис. Чтобы отойти от достаточно консервативного стиля продвижения Байдена, она активно развивала соцсети. Процессом занималась команда молодых студентов, которые использовали культурные отсылки к альбому лета Brat Чарли XCX, а также создавали забавные тренды и короткие видео с эффектами, высмеивая Дональда Трампа и мотивируя молодежь голосовать за Камалу.

TikTok использовал и кандидат в президенты Румынии Кэлин Джорджеску. Малоизвестный обществу кандидат рассчитывал лишь на 3–5% голосов. Без больших бюджетов и партии он сосредоточился на продвижении через социальные сети. Там Джорджеску появлялся верхом на лошади в традиционной одежде или показывал, как занимается дзюдо. В результате его ролики стали вирусными, рейтинг взлетел до 23% и он даже смог победить в первом туре выборов. Однако результаты отменили из-за подозрений в иностранном вмешательстве.
Помимо мемов, в политические кампании включают и новые технологии. Так, в США готовится первый ИИ-кандидат — AIbraham Lincoln (Abe2.0), планирующий участвовать в президентских выборах 2028 года. Электронная версия Авраама Линкольна обещает обеспечить честность, прозрачность и непредвзятость, опираясь на американские ценности и конституционные принципы.
Подобные технологии уже применялись в Великобритании. На парламентских выборах 2024 года в бюллетенях появился виртуальный кандидат AI Steve — проект бизнесмена из Сассекса Стива Эндакотта. ИИ-«Стив» баллотировался вместе с живыми кандидатами, выступая в роли «второго пилота» кампании: «Я настоящий политик, но мной управляет мой второй пилот — ИИ «Стив».
Фото обложки: Алексей Коновалов / ТАСС