КапиталДетали

Актеры, модели и блогеры на четырех лапах: как заработать на домашних питомцах и какие вакансии для них существуют

В Китае домашних животных «нанимают» специальные кафе: они проводят время со своими сородичами и посетителями, которые отдельно доплачивают за вход в такие заведения. В качестве вознаграждения питомцам предлагают перекус, а их хозяевам — скидки на все меню. «Московские новости» рассказывают, как и где можно устроить кота или собаку на работу и сколько денег это приносит.

Как кошки и собаки в Китае зарабатывают деньги 

В Китае среди владельцев домашних животных новый тренд: они отправляют своих питомцев «на работу» в специальные кафе. Объявления о вакансиях размещают в соцсети Xiaohongshu — китайском Instagram* с аудиторией в 300 млн активных пользователей в месяц. Владельцы заведений ищут «здоровых животных с хорошим характером». Четвероногим соискателям дают тестовое задание — работодатели наблюдают за их поведением, чтобы убедиться, что они дружелюбны к посетителям и другим животным в кафе.

Котокафе в Китае
Фото: Wu Hong / EPA / TASS

В качестве зарплаты животным предлагают перекус на работе и скидку в кафе для хозяев. Они, в свою очередь, экономят не только на корме, но и на электроэнергии: если собака или кошка «ушли» на работу, то в квартире можно отключить кондиционер. 

Кафе с животными — крупный бизнес в КНР. Первое котокафе открылось в городе Гуанчжоу в 2011-м и, по подсчетам CBNData, с тех пор их число в стране росло на 200% ежегодно (по данным на февраль 2024-го, 4 тыс. объектов). Посетители таких заведений обычно платят за вход дополнительные ¥30–60 (400–800 рублей) и находятся там дольше обычного, потому что хотят не только перекусить, но и пообщаться с животными. 

Кафе с собаками в Китае
Фото: Wu Hong / EPA / TASS

Владельцы кафе рассказывают, что в рабочие дни залы заполнены на 70–80%, а в выходные посетителям нередко приходится ждать место за столиком в большой очереди. Спрос на кото- и песокафе отражает общий тренд: по данным Goldman Sachs, к 2030 году в Китае число домашних животных (70 млн) превысит количество маленьких детей (40 млн). Но не все могут позволить себе питомца, поэтому идут за впечатлениями в тематические заведения. 

Из-за небольших площадей жилья и плотного рабочего графика многие молодые люди сейчас не могут сами заводить питомцев. Домашние животные в кафе удовлетворяют их потребность в играх и отдыхе. Чтобы привлечь больше посетителей, мы расширяем «ассортимент»: у нас можно посмотреть на уток, альпака и рыбу фугу. 

Дуань Му
владелец кофейни с животными в Ханчжоу

Как заработать на домашних питомцах

Блоги в соцсетях 

Домашние животные собирают огромную лояльную аудиторию: например, у кота Мэнни, который известен тем, что постоянно делает селфи, — 590 тыс. подписчиков в Instagram*, а в описании профиля — ссылка на мерч с теми самыми фото. За одну толстовку придется отдать €43 (около 4,5 тыс. рублей). Еще один кот-блогер Мэнни позиционирует себя как «самый крутой хэллоуинский кот в Интернете»: у него более 58 тыс. подписчиков. Его хозяйка Никка Хесс рассказывает, что на бонусах за просмотр рилсов они с котом зарабатывают около $170 в месяц, но большую часть прибыли приносят рекламные интеграции (порядка $1,7 тыс. за одну публикацию в случае с хэллоуинским Мэнни). 

В России тоже есть свои животные-блогеры. Так, пудель Груша с 188 тыс. подписчиков на YouTube давно рекламирует Альфа-Банк и «Яндекс.Лавку». А популярная в Сети парочка лабрадор Дени и кот-сфинкс Мэни вошли в топ блогеров на платформе «VK Клипы». 

Съемки в фильмах и сериалах

Чтобы воспитать питомца-актера, нужно около 2 лет, причем тренировать животных рекомендуют с самого детства. Они должны научиться выполнять большой набор команд: в кадре могут попросить замереть, подбежать к человеку, принести какую-то вещь, смущенно закрыть лапой нос. В России есть специальные агентства, которые занимаются подготовкой четвероногих актеров. Но можно прийти на кастинг и самостоятельно: шанс получить роль есть как у опытных животных, так и у дебютантов. Главное требование — соответствовать запросам режиссера по породе, окрасу и темпераменту. На кастинге обычно просят выполнить несколько команд, делают фото- и видеозапись.

Кот на съемочной площадке
Фото: СТС

Во время съемочного дня животные получают воду и еду, а их хозяевам платят от 1 тыс. до 20 тыс. рублей (в зависимости от роли и портфолио питомца). Тех, кто не прошел отбор, могут пригласить в другой проект: в картотеке «Мосфильма» — около 3 тыс. животных. 

Фото на продажу 

Бизнесу, который работает с животными (и не только ему), нужны стоковые фото, чтобы привлечь внимание к своим продуктам или веб-сайту. Поэтому владельцы питомцев могут заработать на продаже изображений. Например, в российском фотобанке Lori после заключения электронного договора есть шанс получать от 150 рублей за обычный снимок до 10 тыс. рублей за фото высокого разрешения, которые используют для широкоформатной печати. 

Фото собаки
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Разведение животных

Разводить можно разных животных — от кошек и собак до змей и улиток. Эксперты отмечают, что больше всего зарабатывают те, кто занимается редкими видами, но начинать можно даже с хомяков и кроликов. Это довольно затратный «стартап»: нужно предусмотреть идеальную температуру и влажность в помещении, закупать корм, лекарства и средства от паразитов.

Фото: Zhao Yuguo / Zuma / TASS

Зато организовать мини-ферму с теми же кроликами можно прямо в квартире. У самок (дают потомство до 6 раз в год) на вынашивание потомства уходит месяц, еще 30 дней придется потратить на выращивание крольчат, а затем их можно продавать (стоимость за особь — до 3 тыс. рублей). 

Фото обложки: Wu Hong / EPA / TASS

*Компания Meta признана в России экстремистской. Instagram — продукт этой компании.

Копировать ссылкуСкопировано