Правила игрыДетали

Анкара и Афины не поделили Эгейское море. Дипломатический скандал разгорается из-за турецкой рекламной кампании TurkAegean

Привлекая туристов на свое побережье, где находятся в том числе руины Трои, Турция называет Эгейское море своим. 

Власти Греции посчитали это попыткой поставить под сомнение суверенитет страны над ее территориями.

Что происходит

Отношения между Турцией и Грецией обострились из-за рекламной кампании, в которой Эгейское море названо турецким.

История вопроса

Анкара зарегистрировала товарную марку TurkAegean и сможет использовать ее до 2031 года.

Контекст

Анкара и Афины давно соперничают в регионе, среди причин дипломатических конфликтов — вопросы о правах на разработку полезных ископаемых и объединение Кипра.

Прецендент

Спорные туристические рекламные ролики выпускали ранее и в других странах, их создателей обвиняли, в частности, в расизме и сексизме.

Что происходит

Отношения между Анкарой и Афинами обострились из-за турецкой рекламной кампании TurkAegean, что можно перевести как «турецкое Эгейское море», для привлечения туристов.

  • Турция активно продвигает это туристическое направление, называя его «берегом счастья». «Турецкое Эгейское море — один из самых изысканных регионов Турции», — отметил министр культуры и туризма страны Мехмет Нури Эрсой, имея в виду территорию, где находятся руины древней Трои и портовый город Эфес.
  • В свою очередь, греческие политики обвиняют соседей в узурпации их культуры. Кроме того, в рекламной кампании они увидели политический подтекст.

Это не просто невинная реклама, а еще один аргумент, который в конечном итоге используется для того, чтобы поставить под вопрос наш суверенитет над греческими островами в Эгейском море и наши права в морских экономических зонах.

Джордж Катругалос, экс-министр иностранных дел Греции.
  • Он отметил, что термин TurkAegean подразумевает, что все или большая часть Эгейского моря принадлежит Турции.

История вопроса

Эгейское море получило свое имя от Эгея — отца мифического царя Тесея, согласно преданиям, основавшего Афины. Ранее эллинское наследие фактически не оспаривалось, хотя Турция и Греция давно спорят по вопросам территориального суверенитета в море. Однако теперь в Анкаре заявляют, что пришло время перестать ассоциировать этот регион исключительно с Грецией.

  • В июле 2021 года Турция подала запрос на регистрацию товарного знака TurkAegean в Управление интеллектуальной собственности ЕС (EUIPO), он был одобрен. Теперь Турция сможет использовать термин TurkAegean во всех своих рекламных кампаниях, в том числе на телевидении, радио и в интернете, до 2031 года.
  • Официальный представитель правительства Греции Яннис Эконому назвал кампанию «недобросовестной коммерческой практикой», в Анкаре также заявили о намерении оспорить решение EUIPO.

Очевидно, что правительство исчерпает все юридические возможности, чтобы справиться с этим развитием событий.

Кириакос Мицотакис, премьер-министр Греции
  • В Греции также намерены провести расследование в отношении сотрудников ведомства по товарным знакам. По мнению властей, они проявили халатность, не передав информацию о действиях Турции Министерству развития и инвестиций. Таким образом, Афины не лишились возможности повлиять на решение ЕС.

Контекст

Турция и Греция — давние соперники, и речь идет не только о туристической отрасли. Они спорят, в частности, по вопросу разведки полезных ископаемых в восточном Средиземноморье.

  • Полем дипломатической битвы остается Кипр. В 1974 году остров был разделен на две части: на севере проживают турки-киприоты, поддерживаемые Анкарой, на юге — греки-киприоты, тяготеющие к Афинам. Переговоры о воссоединении острова ведутся практически с момента раскола, но безрезультатно.
  • Конфликты между соседними государствами возникают и из-за других территорий в Эгейском море. Анкара обвиняет Афины в милитаризации островов у побережья Турции в нарушение международных договоров. Глава МИД страны Мевлют Чавушоглу заявил, что Турция полна решимости обсудить и оспорить суверенитет этих островов, если Греция не прекратит нарушения, а президент Реджеп Эрдоган предупредил, что действия Анкары могут «закончиться катастрофой».
  • Афины утверждают, что имеют право защищаться на своей территории, отмечая неоднократные вторжения турецких истребителей в воздушное пространство Греции и давнюю угрозу войны со стороны Анкары в случае расширения территориальных вод.

Прецендент

Туристические рекламные ролики, спровоцировавшие скандалы и споры, выпускали ранее как в Турции, так и в других странах.

  • В 2014 году дискуссии вызвал рекламный ролик японского авиаперевозчика All Nippon Airways. На видео двое пилотов обсуждают новые международные рейсы из токийского аэропорта. Один из них предлагает полететь куда-нибудь, но второй удивленно на него смотрит. Его собеседник замечает, что это «очень японская реакция», и предлагает «поменять образ японцев». Второй в ответ надевает светлый парик, длинный накладной нос и отвечает: «Давай». Стереотипные образы европейцев в ролике вызвали недовольство иностранцев, проживающих в Японии, в итоге рекламу сняли с показа.
  • В том же году австралийская авиакомпания Air New Zealand подверглась критике из-за «сексистской» рекламы. В ролике модели в купальниках рассказывали о правилах безопасности в самолетах. Тысячи людей подписали петицию с призывом к авиакомпании прекратить показ видео. В итоге авиакомпания также была вынуждена отказаться от демонстрации ролика.
  • В 2021 году в Турции разгорелся скандал из-за рекламного ролика, снятого по заказу Министерства туризма. На видео работники отрасли появляются в масках, на которых написано: «Наслаждайтесь, я привит». Таким образом власти пытались показать, что Турция — безопасное место для отдыха в период пандемии, однако местные жители сравнили надпись с клеймом, которое получает крупный рогатый скот. По их мнению, из-за ролика создается впечатление, что турки прислуживают иностранцам. Видео также было удалено.
  • В том же году ирландская авиакомпания Ryanair подверглась критике из-за рекламного ролика «Привейтесь и летите», где масок, наоборот, не было. На видео лоукостер показал будущий летний отпуск на курортах, где все отдыхают без средств защиты и ограничений, принятых во время пандемии коронавируса. Завершается оно утверждением о том, что прививки будет достаточно, чтобы отправиться в путешествие. Зрители посчитали, что ролик вводит в заблуждение, Агентство по стандартам рекламы поддержало это мнение. Реклама была снята с показа.