Мир в огнеДеталиКоронавирус

Рекламные ролики Ryanair запретили из-за некорректного упоминания вакцинации

Тысячи британцев пожаловались на ирландскую авиакомпанию.

Их возмутил слоган Jab & Go («Привейтесь и летите») и туристы без масок.

Одна из самых популярных бюджетных авиакомпаний в Европе, ирландская Ryanair, оказалась в центре скандала из-за своих рекламных роликов. На видео лоукостер показал будущий летний отпуск на курортах, где все отдыхают без средств защиты и ограничений, принятых во время пандемии коронавируса. Завершается оно утверждением о том, что прививки будет достаточно, чтобы отправиться в такое путешествие. В итоге в Агентство по стандартам рекламы Великобритании поступило 2370 жалоб на Ryanair — это третий самый высокий показатель за все время работы регулятора.

https://www.youtube.com/watch?v=VRGhcE1WSFU
  • Ryanair запустила рекламную кампанию, призывающую бронировать недорогие билеты в Грецию, Испанию, Италию и Португалию на лето. В ролике молодые люди не соблюдают дистанцию, не носят маски, перчатки и не пользуются антисептиками. На видео они прыгают в бассейн, загорают на пляже и едят в ресторане.
  • Компания использовала слоган Jab & Go («Привейтесь и летите»). Этот призыв, по мнению недовольных зрителей, вводит людей в заблуждение. Многие из них в своих жалобах подчеркнули, что согласно ролику Ryanair, к  летнему сезону отпусков большинство жителей Соединенного Королевства сделают прививки и якобы смогут забыть о средствах защиты от COVID-19 и других ограничениях. 
  • Агентство по стандартам рекламы рассмотрело жалобы и пришло к выводу, что Ryanair использовал слоган некорректно. Авиаперевозчик не согласился с этим выводом, но ролики с призывом Jab & Go все равно были сняты с эфира. Многие пользователи Twitter отреагировали на это с одобрением.
https://twitter.com/SpenceyD94/status/1357008447053705221
https://twitter.com/jeremyn1000/status/1357034546873708544
https://twitter.com/talks_beard/status/1356871959766786049
  • В то же время по другим пунктам о том, что рекламные ролики преуменьшают реальное влияние пандемии на общество, жалобы британцев были отклонены регулятором.
  • 1 февраля Ryanair сообщила о рекордном годовом убытке из-за коронавируса. Речь идет о сумме около миллиарда евро. Это примерно в пять раз больше предыдущего рекордного убытка, зафиксированного в 2009 году.

Коронавирус в рекламе: неудачный опыт компаний и стран

Многие компании использовали упоминание COVID-19 и образы, связанные с пандемией, в своей рекламе. В некоторых случаях ролики и слоганы подвергались критике из-за неуместных упоминаний вируса и ложных утверждений об инфекции.

  • Австралийская сеть магазинов товаров для активного отдыха Boating Camping Fishing в январе выпустила рекламный ролик. Его приурочили к сезону отпусков в стране. На видео появляется герой с сэндвичем, внутри которого вместо котлеты добавили летучую мышь. В этот момент за кадром звучит песня о том, что пандемию вызвал кто-то, кто съел ее. Это и возмутило зрителей. Создателей ролика обвинили в высмеивании трагедии. Сейчас видео проверяют на нарушение этического кодекса Австралийской ассоциации национальных рекламодателей.
https://www.youtube.com/watch?v=ISnNg5BCHoo&feature=emb_title
  • Pepsi разместила рекламу на баннере центра тестирования на коронавирус в американском городе Орландо. Рядом с сообщением о проверке на COVID-19 был слоган компании «Вот, что мне нравится» и указан ориентир — универмаг Walmart. Пользователи Twitter раскритиковали рекламу. Снимок скандального плаката в своем аккаунте первым опубликовал пользователь Firr с подписью: «В какой же адской антиутопии мы живем». В Walmart быстро отреагировали на ситуацию и убрали баннер. В свою защиту в компании рассказали, что хотели повысить осведомленность о месте тестирования.
https://twitter.com/Firr/status/1263183121706598404
  • В Британии накануне Рождества разгорелся скандал из-за ролика с заразившимся коронавирусом Санта-Клаусом. Идея рекламы принадлежит благотворительной организации Национальной службы здравоохранения Великобритании. По сценарию Санта попадает в реанимацию и несколько дней проводит в больнице. Перед Рождеством он покидает палату, а затем медсестра, ухаживающая за пациентом, находит подарок с открыткой: «Спасибо за то, что вы сделали для нас всех. Санта». Однако вместо положительных эмоций ролик спровоцировал волну негативных комментариев в соцсетях. Больше всего претензий было к тому, что его могут посмотреть дети. Многие родители пожелали не вмешивать во взрослые дела тех, кто еще верит в сказку. Видео было доступно на YouTube-канале организации, но после жалоб его удалили
https://youtu.be/PhgGRL2aRrA
  • Министерству здравоохранения и соцобеспечения Южной Кореи пришлось извиняться за ролик, который должен был подбодрить жителей страны в период карантина. Зрителей возмутило, что в видео участвуют шесть человек, хотя в стране запрещено встречаться даже впятером. Во-вторых, если зрители попытаются повторить показанные танцы, они могут спровоцировать шум и неудобство для соседей. Минздрав и правительство Южной Кореи обвинили в непрофессионализме. В итоге ведомство извинилось и удалило ролик. 
https://www.youtube.com/watch?v=dAmHYwt_CUU&feature=emb_title

Коронавирус и незаконная реклама в России

Фармкомпании и медицинские центры во время пандемии тоже использовали тему коронавируса для продвижения своих товаров и услуг. Однако в этой области речь идет не только о потере репутации, но и наказании. Нарушителями стали и некоторые российские компании.

  • За рекламу «Арбидола» как средства от коронавируса летом 2020 года ФАС оштрафовала компанию-производителя «Отисифарм». В рекламном ролике говорилось, что препарат обладает лечебным эффектом против коронавирусной инфекции, но в инструкции информации об этом не было. Штраф составил 200 тыс. рублей. В январе 2021-го Минздрав одобрил применение «Арбидола» в качестве лекарства от COVID-19.
  • Незаконной признали рекламу о профилактике коронавируса частной челябинской клиники «Доктор Ост». Причиной разбирательств стали плакаты со слоганами «Антивирусная профилактика за пять дней» и «А ты готов встретить коронавирус?». Специалисты пришли к выводу, что такая реклама может вводить потребителей в заблуждение, то есть создавать ложное впечатление о необходимости проведения профилактики в конкретном медцентре. Кроме того, в рекламе присутствует изображение врача в образе красноармейца на агитационном плакате художника Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?». 
  • ФАС также признала незаконной рекламу теста на COVID-19 в «Яндекс.Директе». Дело в том, что экспресс-тест от компании «Новоком» не был зарегистрирован в реестре медицинских изделий. В результате обеим компаниям выдали предписания о прекращении нарушения и пригрозили штрафами от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.