Культурный кодДетали

10 провокационных работ Бэнкси: от новых граффити на здании суда до заставки к «Симпсонам»

Бэнкси — один из самых загадочных и провокационных художников современности. Каждая его работа не просто высказывание, а манифест, который вызывает общественный резонанс. Собрали топ его знаковых граффити на тему политики и несколько неожиданных работ.

Новые провокационные граффити Бэнкси на здании Королевского суда в Лондоне, где был изображен судья, бьющий молотком протестующего, вызвали очередную волну интереса к загадочной персоне уличного художника. В его последней работе увидели отсылку к недавним пропалестинским митингам и арестам их участников, а полиция Лондона начала расследование в связи с потенциальным «причинением ущерба». Если дело дойдет до суда, то Бэнкси придется раскрыть свое реальное имя. 

Фото обложки: Zuma / TASS

Кто такой Бэнкси на самом деле

Несмотря на огромное количество камер по всему миру, вычислить его личность по-прежнему не удается. Одни предполагают, что это Роберт Дель Ная из Massive Attack, другие — что это группа разных художников, третьи — что это Робин Ганнингем. Корреспондент Guardian Саймон Хаттенстоун, бравший интервью у Бэнкси в 2003 году, описал его так:

Белый, 28 лет, одет неряшливо — джинсы, футболка, серебряный зуб, серебряная цепь, серебряная серьга. Выглядит как что-то среднее между Джимми Нейлом и Майком Скиннером из The Streets. 

С тех пор Бэнкси не общался с журналистами и только подогревал интерес к своей личности. Точно о нем известно только то, что он успешный и резонансный художник. Его граффити на политические и социальные темы обсуждает весь мир, а картины уходят с молотка за миллионы долларов. Творчество Бэнкси часто затрагивает закон и власть, проблемы общества, международные отношения и политику. Собрали топ его самых интересных работ, которые вызвали большой мировой резонанс.

Самые громкие политические работы Бэнкси 

«Метатель цветов»

Эти граффити появились на стене гаража в Вифлееме в 2003 году, как отсылка к постоянно тлеющему палестино-израильскому конфликту. На нем изображен человек в маске, бросающий вместо зажигательной смеси или гранаты — букет цветов. В этом увидели антивоенный посыл и призыв решать вопросы мирным путем. 

Метатель цветов
Фото: EPA / TASS

«Напалм»

Граффити появились в 2004 году, на нем изображены символы американской культуры Рональд МакДоналд и Микки Маус, которые держат за руки плачущую обнаженную девочку. Контекст изображения — война во Вьетнаме. Художника вдохновила фотография, на которой дети после мощной бомбардировки бегут по дороге к границе с Камбоджей, чьи территории постоянно подвергались атакам ВВС США. 

Напалм
Фото: Alessandra Tarantino / AP / TASS

Граффити в Палестине

Работа была выполнена в 2005 году. На ней изображена девочка, улетающая на воздушных шарах в небо. Граффити сделаны на стене, которую возвели на западном берегу реки Иордан между Палестиной и Израилем. Художник использовал ее в качестве холста для выражения своей реакции на конфликт двух государств. Часто Бэнкси изображал детей, подчеркивая, что главные жертвы конфликтов — именно они. 

Граффити в Палестине
Фото: XYZ PICTURES / Global Look Press

«Девочка с воздушным шаром», или «Любовь в корзине»

На картине 2006 года изображена девочка, которая с протянутой рукой наблюдает, как улетает вдаль ее ярко-красный воздушный шарик в форме сердца. Он символизирует невинность, мечты, надежды и любовь, которые ускользают от нас. Это одна из самых популярных работ, она посвящена погибшим детям в Сирии. В 2018-м картина обрела второе название — «Любовь в корзине» после того, как ее половина была порезана в шредере. 

Девочка с воздушным шариком или Любовь в корзине
Фото: Karina Hessland / Imago / TASS

«Битва на подушках израильтянина и палестинца» 

Работа была выполнена в 2007 году. Она находится на стене отеля The Walled Off Hotel, расположенного в Вифлееме, на границе Израиля и Палестины. Художник изобразил израильского полицейского и палестинца в битве на подушках. Сам отель тоже спроектировал Бэнкси в команде с другими креативщиками. 

Битва на подушках израильтянина и палестинца
Фото: Dusan Vranic / AP / TASS

«Миграция не зло», или «Сын мигранта из Сирии» 

Бэнкси сделал граффити в 2007 году. Этим художник выразил свое отношение к мигрантам. На ней изображен Стив Джобс. В одной его руке — мешок, в другой — первая версия знаменитого компьютера «макинтош». Отец Стива Джобса был сирийцем, который переехал на ПМЖ в США. iPhone существует только потому, что когда-то молодого человека из Хомса пустили в страну. 

Сын мигранта из Сирии
Фото: Zuma / TASS

«Деградировавший парламент»

Работа была сделана в 2009 году. На картине изображено заседание Палаты общин британского парламента, только вместо депутатов в нем участвуют шимпанзе и орангутаны. На английском название картины звучит так — Devolved Parliament.

Деградировавший парламент
Фото: Neil Hall / EPA / TASS

«Не граффити» Бэнкси: что еще создавал художник

Заставка для мультсериала «Симпсоны» (22 сезон, 3 серия)

В 2010 году Бэнкси предложили нарисовать заставку к мультсериалу. Художник согласился. В ней он изобразил сам сериал в качестве зловещей капиталистической машины, где для отрисовки кадров используют детский труд, сувенирных кукол набивают перемолотыми белками, а в качестве рабочих используют панду и единорога. 

Бэнкси и Симпсоны
Фото: FOX

£10 с принцессой Дианой 

В 2004 году Бэнкси изготовил партию 10-фунтовых купюр, где портрет королевы Елизаветы II был заменен портретом погибшей принцессы Дианы, а надпись Bank of England исправлена на Banksy of England. Несколько банкнот раздали на фестивале Notting Hill Carnival, купюры стали расходиться, и разницы почти никто не замечал, поэтому бывали случаи, что люди по ошибке пытались использовать их для оплаты. Бэнкси мог грозить большой тюремный срок за подделку банкнот, но все обошлось. 

£10 с принцессой Дианой
Фото: Attila Husejnow / Keystone Press Agency / Global Look Press

Узник Гуантанамо в американском Диснейленде 

В 2006 году Бэнкси установил манекен, одетый в форму заключенного, рядом с аттракционом Big Thunder Mountain Railroad. Кукла простояла полтора часа. Целью художника было привлечь внимание к положению заключенных на американской базе Гуантанамо после того, как стали известны случаи пыток узников. 

Узник Гуантанамо в американском Диснейленде
Фото: The Age of Uncertainty
Копировать ссылкуСкопировано