«Перегнули палку»: Набиуллина о блокировках банковских карт за подозрительную активность
Россияне жалуются на необоснованную блокировку банковских карт за «подозрительные» операции, а значит, в борьбе с мошенничеством «перегнули палку». Такое заявление сделала глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на конференции ЦБ «Фокус на клиента».
Борясь с мошенничеством, мы где-то перегнули палку, что называется. Клиентам не всегда объясняли, почему заблокировали средства, мы эту ситуацию с вами разруливали, но первые признаки улучшения появились, и надеюсь, что проблема будет решена.
Эльвира Набиуллина
глава Центробанка
С начала 2025 года Росфинмониторинг рассмотрел 840 обращений граждан и юридических лиц по поводу необоснованной блокировки банковских карт и счетов. Это больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом меры по блокировке карт оказались эффективными в борьбе с мошенниками, добавила Набиуллина. Число жалоб о пропаже средств в итоге снизилось.
Почему банк может заблокировать вашу карту
Банки блокируют карты и счета клиентов в соответствии с федеральным законом «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» и законом «О национальной платежной системе». На практике блокировки обычно становятся следствием «нетипичного» поведения клиентов, отметил в интервью представитель Росфинмониторинга Александр Курьянов.
К подозрительным, с точки зрения банков, признакам относятся, среди прочего:
- частые входящие переводы;
- переводы на счета подозрительных лиц;
- оплата переводами товаров и услуг на рынках и в магазинах;
- незаполненное поле «назначение платежа»;
- крупные переводы самому себе с последующими переводами другим лицам.
Как можно оспорить блокировку карт и счетов
С августа 2025 года банки России обязаны раскрывать конкретные правовые основания для блокировки счетов и приостановки операций по ним. Сообщить основания блокировки банк должен в пятидневный срок, после чего в течение 7 суток обязан рассмотреть пояснения клиента. Если проблема осталась не решена, в течение 20 дней жалобу клиента рассматривает межведомственная комиссия при Центробанке.
Что делать, чтобы вашу карту не заблокировали
Центробанк в начале сентября 2025 года, когда в очередной раз ужесточились банковские правила, дал рекомендации для россиян, как не оказаться «подозрительными» с точки зрения банков:
- не совершать переводов по просьбе незнакомцев;
- не возвращать самим средства, которые якобы ошибочно поступили на карту;
- не передавать никому карту и доступ в онлайн-банк;
- не переводить средства незнакомым людям, в том числе продавцам на рынке;
- указывать назначение платежа;
- избегать пользования «серыми» услугами вроде онлайн-казино;
- своевременно сообщать в банк об изменениях персональных данных;
- избегать платежей со счета физлица в связи с предпринимательской деятельностью;
- не допускать задолженностей по налогам.