Московские новости
  • Лента
  • Колумнисты
  • Мир в огне
  • Москва
  • Капитал
  • Правила игры
  • Киберпанк
  • Культурный код
  • Кино
  • Telegram
  • Дзен
  • VK
  • Контакты
  • Лента
  • Мир в огне
  • Москва
  • Капитал
  • Правила игры
  • Киберпанк
  • Культурный код
  • Кино

© Сетевое издание «Московские новости»

Свидетельство о регистрации СМИ сетевого издания «Московские новости» выдано федеральной сл ужбой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.10.2014 года номер ЭЛ № ФС 77 — 59721.

Редакция «Московские новости»18+

  • Лента
  • Колумнисты
  • Мир в огне
  • Москва
  • Капитал
  • Правила игры
  • Киберпанк
  • Культурный код
  • Кино

Мы используем файлы cookie, чтобы все работало нормально. Мы верим, что даже в эру побеждающего киберпанка есть место для бережного подхода к данным и конфиденциальности пользователей. Подробности — в нашей Политике конфиденциальности.

pr@mn.ru

Правила игры
Вчера, 14:30

Что делать, если отменили рейс на самолет

За конец прошлой недели в России отменили сотни рейсов. Это вызвало транспортный коллапс в аэропортах страны. «Московские новости» рассказывают главное о ситуации и объясняют, что делать, если пассажир не улетел вовремя.

Почему отменяют рейсы и сколько теряют авиакомпании

С 5 июля по утро 7 числа в РФ из-за ограничений в воздушном пространстве отменили 485 рейсов. Еще 88 самолетов были перенаправлены на запасные аэродромы. Около 1900 рейсов задержали как на вылет, так и на прилет. Об этом сообщили в Росавиации. По данным ведомства, за это время пассажирам оформили 43 тыс. возвратов билетов, почти 94 тыс. человек разместили в гостиницах, было выдано около 350 тыс. ваучеров на питание и напитки.

  • Билеты на поезда из Петербурга в Москву полностью раскуплены, сообщили 7 июля в Ассоциации туроператоров России. В организации объяснили это ажиотажем из-за задержек и отмен рейсов между двумя городами.
  • Коллапс связан с крупной атакой беспилотников. Так, в воскресенье с 14:20 по 19:30 средства ПВО сбили 48 дронов в небе восьми регионов. 
  • К утру 7 июля в московском аэропорту Шереметьево более чем на 2 часа задержали 40 рейсов. В петербургском аэропорту Пулково таких рейсов оказалось 104, еще восемь — отменили. В Нижнем Новгороде задержаны три рейса, один отменен.
  • В Росавиации подчеркнули, что обстановка в аэропортах остается спокойной, массового скопления людей не наблюдается. 
  • По данным на вечер 6 июля, только в трех крупных аэропортах (Шереметьево, Пулково и Стригино) отменили 171, 90 и 26 рейсов соответственно. Также были задержаны 56, 37 и 13 рейсов в этих же аэропортах.
  • Убытки авиакомпаний от срывов рейсов 5–6 июля могли составить около 20 млрд рублей в сутки. Эти оценки касаются трех вышеуказанных аэропортов.
  • По данным экспертов, отмена одного рейса Boeing 737–800, рассчитанного на 158 пассажиров, может обходиться авиакомпании в 15–23 млн рублей. В эту сумму входят затраты на аэропортовое обслуживание, экипажи, топливо и упущенная выручка. Таким образом, уже за первые сутки ограничений потери перевозчиков в трех аэропортах могли достичь от 3,9 до 5,9 млрд рублей. 
Расписание самолётов
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Что полагается пассажирам при отмене или задержке рейса

Согласно ст.120 Воздушного кодекса, при задержке рейса пассажир вправе рассчитывать на компенсацию от авиакомпании (штраф за каждый час ожидания), кроме случаев, находящихся вне компетенции перевозчика (атака беспилотников и является таким обстоятельством, отмечают в АТОР).  

В случае задержки или отмены рейса из-за неблагоприятных погодных условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута пассажирам полагаются бесплатные:

  • вода (задержка больше 2 часов);
  • горячее питание (задержка более 4 часов);
  • место в гостинице (при задержке более 6 часов ночью и 8 часов днем);
  • предполагаются и иные услуги, указанные в федеральных авиационных правилах. 

О бесплатных услугах перевозчик часто оповещает пассажиров по громкой связи.

Если рейс задержали из-за форс-мажора

По словам специалистов отрасли, задержка рейса из-за закрытия воздушного пространства считается форс-мажором. Это означает, что туроператор и перевозчик не освобождаются от своих обязательств, но не должны брать на себя затраты, связанные с форс-мажором. То есть поставщики услуг имеют право удержать понесенные расходы. 

  • Туроператор же не оказывает услугу перевозки, а по поручению туриста бронирует услуги. Документы, подтверждающие исполнение обязательств по договору (билет, ваучер на размещение и другое), туристу выдали, а повлиять на возможность ими воспользоваться туроператор не может. Поэтому, если турист расторгает договор, то туроператор по закону «О защите прав потребителей» сможет вернуть путешественнику деньги, кроме фактически понесенных расходов.
  • По той же причине туристам, купившим пакетные туры с перелетом, продлить отдых из-за позднего прилета за счет туроператора не получится.
  • Если в туре предусмотрен перелет на чартерном рейсе и задержка составила более 24 часов, возможен перерасчет стоимости путевки у туроператора.
  • Полную стоимость тура получится вернуть, только если МИД и Минэкономразвития признают, что поездки в определенную страну несут угрозу безопасности.
  • По сведениям туроператоров, вопросы о частичной компенсации расходов на тур решаются индивидуально. Если вылет задерживают, туроператор обращается в отель и к другим поставщикам услуг с просьбой о снижении цены из-за форс-мажора. 
  • Задержка обратного рейса из-за ЧС тоже считается форс-мажором: как правило, туристы сами оплачивают дополнительные ночи в отеле. Но и в таких ситуациях туроператоры пытаются договориться с объектом размещения о снижении цены или бесплатном проживании.

Как вернуть деньги за билет, если перелет задержали по вине перевозчика

  • Если рейс в России задержали по вине авиакомпании, пассажиру полагается компенсация в размере 3% от стоимости билета за каждый час опоздания, но не больше его полной цены. 
  • Также пассажир может потребовать от перевозчика оплатить штраф в размере 100 рублей за каждый час задержки (но не более 50% от стоимости билета). 
  • Если из-за опоздания самолета пассажир пропустил оплаченное лечение или мероприятие, нарушены условия путевки, оплачено такси, то перевозчик обязан возместить убытки. Пассажиру понадобятся доказательства (чеки, билеты на мероприятия и прочее), чтобы при необходимости направить официальную претензию на юридический адрес авиакомпании. На это дается 6 месяцев с даты задержки или отмены рейса. Информация о списке документов обычно размещена на сайте перевозчика. 
  • В течение 30 дней пассажиру придет письмо на электронную почту, в нем авиакомпания сообщит, готова ли возмещать ущерб. Если требования не удовлетворят, можно идти в суд. 
  • Человек вправе и отказаться от полета, тогда возместят полную сумму (даже если билет невозвратный). Если вылет отменили, но предложили ближайший рейс по тому же направлению, пассажир полетит бесплатно. 
  • За возвратом средств стоит обращаться в офис перевозчика или к посреднику-продавцу билетов. За компенсацией из-за задержки — к представителям авиакомпании. Разговор с ними можно записать на камеру.

Куда звонить при задержке, отмене и переносе авиарейсов: горячая линия

Роспотребнадзор открыл горячую линию для пассажиров, пострадавших из-за отмен или задержек авиарейсов. Об этом ведомство сообщило в своем Telegram-канале.

  • Получить консультацию по вопросам защиты прав можно по телефону Единого консультационного центра — 8 (800) 555-49-43.
  • В Роспотребнадзоре напомнили: при задержке рейса пассажир имеет право на полный возврат стоимости билета. Кроме того, в случае понесенных убытков — например, если сорвалась экскурсия или был пропущен стыковочный рейс, — можно требовать компенсации.
Копировать ссылкуСкопировано