Московские новости
  • Лента
  • Колумнисты
  • Мир в огне
  • Москва
  • Капитал
  • Правила игры
  • Киберпанк
  • Культурный код
  • Кино
  • Telegram
  • Дзен
  • VK
  • Контакты
  • Лента
  • Мир в огне
  • Москва
  • Капитал
  • Правила игры
  • Киберпанк
  • Культурный код
  • Кино

© Сетевое издание «Московские новости»

Свидетельство о регистрации СМИ сетевого издания «Московские новости» выдано федеральной сл ужбой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.10.2014 года номер ЭЛ № ФС 77 — 59721.

Редакция «Московские новости»18+

  • Лента
  • Колумнисты
  • Мир в огне
  • Москва
  • Капитал
  • Правила игры
  • Киберпанк
  • Культурный код
  • Кино

Мы используем файлы cookie, чтобы все работало нормально. Мы верим, что даже в эру побеждающего киберпанка есть место для бережного подхода к данным и конфиденциальности пользователей. Подробности — в нашей Политике конфиденциальности.

pr@mn.ru

Культурный код,День знаний
2 сентября, 18:27

Число учителей немецкого языка в школах уменьшилось на 40% с 2019 года

За последние 6 лет количество учителей немецкого языка в школах сократилось почти наполовину — на 43%. В 2019 году педагогов насчитывалось 12 887, а к 2024-му осталось только 7348. Данные приводятся в исследовании проекта «Если быть точным». Подсчеты основаны на статистической форме Министерства просвещения OO-1 за 2016–2024 годы. В выборку вошли городские и сельские школы из 85 регионов.

  • Сокращается и число учителей французского языка. В 2020 году их было 3322, однако с тех пор показатель снижался каждый год. К 2024-му осталось лишь 1754 педагога. Ситуация с английским языком стабильнее. С 2020 года количество учителей держится на уровне около 103 тыс. человек и колеблется незначительно. В 2024 году их было 103 592. Если рассматривать всю группу преподавателей иностранных языков, то максимум пришелся на 2020 год — 120 230 человек. К 2024 году их осталось 113 672, что на 5,4% меньше.

Почему учителей иностранных языков становится меньше

Исследователи связывают сокращение числа учителей иностранных языков с тем, что в школах стало меньше детей, изучающих два языка. В 2018 году Минобрнауки разъясняло, что по новым федеральным стандартам во всех 5–9-х классах второй язык должен быть обязательным. Наибольший подъем иноязычного образования пришелся на 2020 год. Тогда по документам второй язык должны были изучать 14,8 млн школьников, но фактически — только 3,1 млн. 

  • Ситуация изменилась в 2022 году. Стандарт пересмотрели, и второй иностранный стал факультативным. К 2023 году большинство школьников ограничились одним языком — 15,6 млн. Два иностранных языка изучали 1,1 млн учеников, а три и более — всего 5700. Чаще всего дети выбирали английский, немецкий и французский.
  • 22 августа Минпросвещения представило проект приказа о сокращении времени на изучение иностранных языков. С 1 сентября 2025 года в 5–7-х классах количество часов уменьшат с 510 до 408 в год. Теперь школьники будут посещать два урока в неделю вместо трех. Изменения затронут в том числе английский, испанский, китайский и французский языки, а с 2026 года — и немецкий. Сокращение часов на языки в министерстве назвали попыткой сбалансировать нагрузку и оптимизировать учебный план.
  • О снижении числа преподавателей иностранных языков высказался директор Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского НИУ ВШЭ Иван Иванов. Он считает, что тенденция связана с уменьшением числа школьников. Согласно правительственному докладу, к 2028 году количество учеников сократится с 18 до 16,3 млн. При таких прогнозах снижение числа педагогов закономерно.
  • Важны и другие факторы: процессы оптимизации внутри системы и конкурентоспособность учителей на рынке труда. Владение языками позволяет работать не только в школе, и это влияет на статистику. Также обеспечить массовое изучение двух языков сложно, а поддерживать высокий уровень преподавания еще труднее. По прогнозу Ивана Иванова, французский и немецкий постепенно уйдут в сферу дополнительного образования и репетиторства.

Какие языки выбирают школьники

Раньше в школах чаще всего выбирали немецкий и французский как второй иностранный язык. Сегодня первенство перешло к китайскому и испанскому, сказала завкафедрой иностранных языков частной школы «Новый взгляд» Елена Кувшинова. Многие воспринимают китайский как вложение в будущее и возможный карьерный ресурс. Испанский же привлекает простым алфавитом, сравнительно легкой грамматикой и близкими по звучанию словами.

  • Кувшинова также подчеркнула: изучение языка требует постоянной практики, а сокращение учебных часов ухудшит качество подготовки. Семьи, для которых английский остается приоритетом, будут искать дополнительные занятия у репетиторов или в языковых школах.
Копировать ссылкуСкопировано