Журналисты без ума от нее, блогеры готовы на все, фотосессии с ней продают на Avito. И все это Sony PlayStation 5. Или Xbox Series X. Если верить журналистам, то новые консоли и «убийцы ПК», и «тактильно-эксклюзивные», а некоторые и вовсе уже «объявляют победителя». Все это похоже на пресс-релизы, набитые столь милыми слуху маркетологов комбинациями букв и цифр (SSD! 4K HDR! 60 FPS!). За всей этой мишурой скрывается один простой факт - никому нельзя с чистой совестью рекомендовать покупать чтобы то ни было на игровом рынке в момент релиза, будь то консоль или игра.
Постыдная и тщательно скрываемая правда индустрии сводится к тому, что с каждым новым поколением видный невооруженным глазом технологический скачок ощутимо сжимается и сегодня уже больше похож на шажок котенка.
Отличия между картинкой и возможностями PS1 и PS2 поражали воображение. Отличия между PS4 Pro - то есть фактически PS4,5 - и столь обсуждаемой новенькой и блестящей PS5 пока только в будущем. Да, ощутимо быстрее загружает. Да, есть пресловутые адаптивные курки на обласканном журналистами контроллере DualSense, но без специально разработанных под него игр все эти инженерные премудрости годятся разве что для рекламных роликов.

А игр, действительно раскрывающих потенциал пресловутого «некстгена», пока нет и в ближайшие недели, если не месяцы, не предвидится. Подборка тайтлов, сопровождающих релиз новых консолей, идеально воплощает всю глубину застоя, в котором пребывает индустрия. Вот, например, главный «эксклюзив» PS5 – Marvel's Spider-Man: Miles Morales - косметическое обновление, то есть рескин действительно чудесного «Человека-Паука» с PS4. Новый герой, пара новых ударов - и ровно тот же сеттинг и механика, что и несколько лет назад.
Показательно, что общим для двух поколений Xbox и PS переходным местом стал новый релиз знаковой франшизы Assassin’s Creed - «Вальгалла». К новому проекту французского гиганта Ubisoft стоит приглядеться повнимательнее хотя бы потому, что серия Assassin’s Creed с момента ее запуска в 2007 году стала фактически лакмусовой бумажкой всей отрасли, и в 2020 году это особенно бросается в глаза. Во-первых, «Вальгалла» - опять же, исключительно обласканная критиками, - по большому счету все тот же рескин. В 2017 году в «Истоках» игрокам предлагалось кататься на лошади, красться и рубить врагов в изумительно красивом Древнем Египте, в 2018 году в «Одиссее» - делать ровно то же самое в еще более красочной Древней Греции. Теперь же древность сменили Средние Века, Египет и Грецию – раздробленная Англия восьмисотых годов, а главный герой теперь - викинг, приплывший из заснеженной Норвегии покорять новые берега.

Но, как пишет Нил Гейман, «куда бы ты ни поехал, ты берёшь с собой себя». И в изумительно воссозданной, хотя и менее экзотичной, чем предыдущие локации, Англии игроку предстоит делать все ровно то же самое - красться, лазить и активно рубить врагов. На каждую номинальную инновацию найдется свой шаг назад. Даже главная новинка, о которой трубят из всех обзоров/пресс-релизов - развитие собственного поселения - в какой-то форме была еще в Assassin’s Creed II 2009 года. В остальном - те же бои, те же бесконечные сундуки и ресурсы, и каждую интеракцию надо повторить сотни и тысячи раз - так уж устроен жанр.
Средневековые скандинавы верили, что после смерти на поле боя отважные викинги отправляются в Вальгаллу – небесный чертог, обитатели которого бесконечно пируют, сражаются и отправляются в приключения.
Каждый день их раны затягиваются, съеденный кабан Сехримнир схожим образом обрастает свежим мясом, а хмельной мёд льется неиссякаемой рекой. В каком-то смысле Ubisoft выпускает симуляторы Вальгаллы уже несколько лет подряд – и невольно задумываешься, а не становилось ли посмертное существование северных воителей со всеми его боями и приключениями рутинным и однообразным так же быстро, как это происходит с Assassin’s Creed?
Еще более интересный вопрос - приходилось ли обитателям небесной Вальгаллы сталкиваться на первых порах с тем же количеством косяков и погрешностей, которое демонстрирует «Вальгалла» игровая. Было ли такое, что раны затягивались криво, вепрь был сварен плохо, а мед в первое время вообще не завозили, как в турецком all-inclusive в межсезонье? Потому что в Assassin’s Creed всего этого сполна - от визуальных ошибок до непроходимых миссий.

И тут мы возвращаемся к новым консолям, на которые AC так похож: интернет уже набит жалобами на PS5 и Xbox Series X: тут шумит, тут гудит, тут пропадает звук, тут виснет, а тут спонтанно перезагружается. В сфере технологий распространено понятие early adopter – это люди, у которых энтузиазма и свободных денег больше, чем здорового скепсиса, и которые с радостью покупают априори сырые версии новых технологий. Проблема в том, что в игровом сегменте каждый потребитель – early adopter. Не только консоли, но и ни одна игра не выходит в полностью готовом состоянии.

У мифологической Вальгаллы со всеми ее потенциальными недостатками была одна реабилитирующая черта. Скандинавы были милостивы к своим умершим и не обрекали их на вечность – попойки и драки должны были неизбежно подойти к концу; под руководством Одина, отца богов, воины выйдут на последнюю битву с демонами и монстрами и вместе со всем миром погибнут в огне Рагнарёка. За этим концом света последует перерождение – новый мир, новые цивилизации и новое человечество.
Самому молодому и перспективному формату медиа – а видеоигры являются именно таковым – не нужна Вальгалла, ему отчаянно нужен свой Рагнарёк, и смена поколений консолей, если кто-то хочет, чтобы она имела смысл, должна быть именно таким перерождением.
Но раз этого не произошло, остается более приземленный вопрос – а что брать-то? И стоит ли?
Не стоит. По крайней мере, не сейчас. Даже «новичкам», которых на первых порах удовлетворит доступ к библиотекам отретушированных хитов прошлого поколения (а и Xbox Series X, и PS5 предлагают тот или иной уровень обратной совместимости), имеет смысл подождать выхода хотя бы первых обновлений прошивок. За это время можно изучить каталоги обеих компаний и выбрать то, что больше придется по душе. У Sony прямо сейчас самые обсуждаемые, эффектные и кинематографичные эксклюзивы, доступ к которым разом можно получить по подписке, у Xbox - своя подписка Game Pass, которая дает доступ к куда более широкой и разнообразной библиотеке, хотя и менее «премиальной».
Но любому, у кого на руках есть консоль уходящего поколения - или кто может взять ее по дешевке на том же Avito - прежде, чем переходить в мир «некстгена», стоит подождать действительно новых игр – таких, ради которых захочется выложить деньги за приставку. То же самое можно сказать о тех, кого заинтриговал шквал обзоров на Assassin’s Creed «Вальгалла» и кому хочется вот именно такого приключения в открытом мире и прямо сию секунду - лучше купить предыдущий AC или любую из десятка похожих игр, в которых уже вылечены баги и выпущены обновления. В конце концов, мудрый викинг, даже если стремится в Вальгаллу, уж точно туда не торопится. Надо дать валькириям время навести там порядок, да и в других мирах приключений хватит пока с лихвой. Вальгалла подождет.