Вальгалла подождет

Даниил Ротштейн о том, почему консоли нового поколения и игры к ним пока не заслужили ни восторга, ни денег покупателей.

Журналисты без ума от нее, блогеры готовы на все, фотосессии с ней продают на Avito. И все это Sony PlayStation 5. Или Xbox Series X. Если верить журналистам, то новые консоли и «убийцы ПК», и «тактильно-эксклюзивные», а некоторые и вовсе уже «объявляют победителя». Все это похоже на пресс-релизы, набитые столь милыми слуху маркетологов комбинациями букв и цифр (SSD! 4K HDR! 60 FPS!). За всей этой мишурой скрывается один простой факт - никому нельзя с чистой совестью рекомендовать покупать чтобы то ни было на игровом рынке в момент релиза, будь то консоль или игра.

Постыдная и тщательно скрываемая правда индустрии сводится к тому, что с каждым новым поколением видный невооруженным глазом технологический скачок ощутимо сжимается и сегодня уже больше похож на шажок котенка.

Отличия между картинкой и возможностями PS1 и PS2 поражали воображение. Отличия между PS4 Pro - то есть фактически PS4,5 - и столь обсуждаемой новенькой и блестящей PS5 пока только в будущем. Да, ощутимо быстрее загружает. Да, есть пресловутые адаптивные курки на обласканном журналистами контроллере DualSense, но без специально разработанных под него игр все эти инженерные премудрости годятся разве что для рекламных роликов.

Sony PlayStation 5

А игр, действительно раскрывающих потенциал пресловутого «некстгена», пока нет и в ближайшие недели, если не месяцы, не предвидится. Подборка тайтлов, сопровождающих релиз новых консолей, идеально воплощает всю глубину застоя, в котором пребывает индустрия. Вот, например, главный «эксклюзив» PS5 – Marvel's Spider-Man: Miles Morales - косметическое обновление, то есть рескин действительно чудесного «Человека-Паука» с PS4. Новый герой, пара новых ударов - и ровно тот же сеттинг и механика, что и несколько лет назад.

Показательно, что общим для двух поколений Xbox и PS переходным местом стал новый релиз знаковой франшизы Assassin’s Creed - «Вальгалла». К новому проекту французского гиганта Ubisoft стоит приглядеться повнимательнее хотя бы потому, что серия Assassin’s Creed с момента ее запуска в 2007 году стала фактически лакмусовой бумажкой всей отрасли, и в 2020 году это особенно бросается в глаза. Во-первых, «Вальгалла» - опять же, исключительно обласканная критиками, - по большому счету все тот же рескин. В 2017 году в «Истоках» игрокам предлагалось кататься на лошади, красться и рубить врагов в изумительно красивом Древнем Египте, в 2018 году в «Одиссее» - делать ровно то же самое в еще более красочной Древней Греции. Теперь же древность сменили Средние Века, Египет и Грецию – раздробленная Англия восьмисотых годов, а главный герой теперь - викинг, приплывший из заснеженной Норвегии покорять новые берега.

Assassin's Creed Odyssey/Ubisoft

Но, как пишет Нил Гейман, «куда бы ты ни поехал, ты берёшь с собой себя». И в изумительно воссозданной, хотя и менее экзотичной, чем предыдущие локации, Англии игроку предстоит делать все ровно то же самое -  красться, лазить и активно рубить врагов. На каждую номинальную инновацию найдется свой шаг назад. Даже главная новинка, о которой трубят из всех обзоров/пресс-релизов - развитие собственного поселения - в какой-то форме была еще в Assassin’s Creed II 2009 года. В остальном - те же бои, те же бесконечные сундуки и ресурсы, и каждую интеракцию надо повторить сотни и тысячи раз - так уж устроен жанр.

Средневековые скандинавы верили, что после смерти на поле боя отважные викинги отправляются в Вальгаллу – небесный чертог, обитатели которого бесконечно пируют, сражаются и отправляются в приключения.

Каждый день их раны затягиваются, съеденный кабан Сехримнир схожим образом обрастает свежим мясом, а хмельной мёд льется неиссякаемой рекой. В каком-то смысле Ubisoft выпускает симуляторы Вальгаллы уже несколько лет подряд – и невольно задумываешься, а не становилось ли посмертное существование северных воителей со всеми его боями и приключениями рутинным и однообразным так же быстро, как это происходит с Assassin’s Creed?

Еще более интересный вопрос - приходилось ли обитателям небесной Вальгаллы сталкиваться на первых порах с тем же количеством косяков и погрешностей, которое демонстрирует «Вальгалла» игровая. Было ли такое, что раны затягивались криво, вепрь был сварен плохо, а мед в первое время вообще не завозили, как в турецком all-inclusive в межсезонье? Потому что в Assassin’s Creed всего этого сполна - от визуальных ошибок до непроходимых миссий.

Assassin’s Creed Вальгалла/Ubisoft

И тут мы возвращаемся к новым консолям, на которые AC так похож: интернет уже набит жалобами на PS5 и Xbox Series X: тут шумит, тут гудит, тут пропадает звук, тут виснет, а тут спонтанно перезагружается. В сфере технологий распространено понятие early adopter – это люди, у которых энтузиазма и свободных денег больше, чем здорового скепсиса, и которые с радостью покупают априори сырые версии новых технологий. Проблема в том, что в игровом сегменте каждый потребитель – early adopter. Не только консоли, но и ни одна игра не выходит в полностью готовом состоянии.

Xbox Series X

У мифологической Вальгаллы со всеми ее потенциальными недостатками была одна реабилитирующая черта. Скандинавы были милостивы к своим умершим и не обрекали их на вечность – попойки и драки должны были неизбежно подойти к концу; под руководством Одина, отца богов, воины выйдут на последнюю битву с демонами и монстрами и вместе со всем миром погибнут в огне Рагнарёка. За этим концом света последует перерождение – новый мир, новые цивилизации и новое человечество.

Самому молодому и перспективному формату медиа – а видеоигры являются именно таковым – не нужна Вальгалла, ему отчаянно нужен свой Рагнарёк, и смена поколений консолей, если кто-то хочет, чтобы она имела смысл, должна быть именно таким перерождением. 

Но раз этого не произошло, остается более приземленный вопрос – а что брать-то? И стоит ли?

Не стоит. По крайней мере, не сейчас. Даже «новичкам», которых на первых порах удовлетворит доступ к библиотекам отретушированных хитов прошлого поколения (а и Xbox Series X, и PS5 предлагают тот или иной уровень обратной совместимости), имеет смысл подождать выхода хотя бы первых обновлений прошивок. За это время можно изучить каталоги обеих компаний и выбрать то, что больше придется по душе. У Sony прямо сейчас самые обсуждаемые, эффектные и кинематографичные эксклюзивы, доступ к которым разом можно получить по подписке, у Xbox - своя подписка Game Pass, которая дает доступ к куда более широкой и разнообразной библиотеке, хотя и менее «премиальной».

Но любому, у кого на руках есть консоль уходящего поколения - или кто может взять ее по дешевке на том же Avito - прежде, чем переходить в мир «некстгена», стоит подождать действительно новых игр – таких, ради которых захочется выложить деньги за приставку. То же самое можно сказать о тех, кого заинтриговал шквал обзоров на Assassin’s Creed «Вальгалла» и кому хочется вот именно такого приключения в открытом мире и прямо сию секунду - лучше купить предыдущий AC или любую из десятка похожих игр, в которых уже вылечены баги и выпущены обновления. В конце концов, мудрый викинг, даже если стремится в Вальгаллу, уж точно туда не торопится. Надо дать валькириям время навести там порядок, да и в других мирах приключений хватит пока с лихвой. Вальгалла подождет.

Копировать ссылкуСкопировано