Капитал

Антикризисный бюджет

26 октября Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2023–2025 годы. Рассказываем, зачем вообще нужен бюджет, что в нем нового и почему это важно.

Проект федерального бюджета на 2023–2025 годы прошел первое чтение. За то, чтобы его принять, проголосовали 219 депутатов, против выступили 80. Комментируя документ, глава Минфина Антон Силуанов заявил, что основными приоритетами государства в ближайшие 3 года будут выполнение социальных обязательств и поддержка вооруженных сил. 

Согласно проекту бюджета, в течение следующих 3 лет он будет дефицитным. В 2023 году дефицит составит 2% от ВВП, в 2024 году — 1,4% ВВП, в 2025 году — 0,7% ВВП.

Рассказываем, что это значит, как, в принципе, составляется бюджет и, самое главное, что нужно знать о нынешнем. 

Зачем принимают бюджет?

Как и в любом хорошем хозяйстве, разработка и утверждение бюджета позволяют эффективнее пользоваться имеющимися ресурсами: деньгами, материальными запасами, рабочей силой и интеллектуальными усилиями. В любом бюджете есть две статьи: доходы и расходы. 

Если доходов планируется больше, чем расходов, бюджет будет профицитным и излишки можно будет положить в «заначку». Если доходы ниже, чем расходы, бюджет будет дефицитным и тогда придется где-то занимать недостающие деньги.

Кажется, что идеальный бюджет — это тот, в котором доходы строго соответствуют расходам, то есть нулевой. Но не стоит забывать, что бюджет оперирует лишь планируемыми доходами и расходами, а в реальности планы могут быть нарушены. При нулевом бюджете придется залезать в долги — вот почему финансовые советники всегда рекомендуют иметь финансовую подушку. А чтобы ее создать, бюджет надо планировать профицитным.

Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС
Фото: Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Государственный бюджет может планироваться с дефицитом, так как, в отличие от семьи, государство само может печатать деньги. Однако напечатать деньги мало — надо как-то их пустить в оборот. Для этого их надо предложить покупателям — банкам и другим финансовым организациям. Обычно это делается через государственные облигации: эти ценные бумаги гарантируют, что в конце срока их обращения (от года до 30 лет и более) их держатель получит полную стоимость этих бумаг, а на время их хранения будет получать определенный процент (купонный доход). При этом чем больше напечатано денег, тем ниже курс национальной валюты, чем больше дефицит, тем дороже приходится занимать — доходность государственных облигаций растет. А еще растет инфляция — дешевых денег нужно больше на единицу товара, поэтому при высокой инфляции инвесторы предпочитают те государственные облигации, которые увеличивают купонный доход на процент инфляции.

Почему бюджет трехлетний?

В России есть федеральный бюджет, региональные бюджеты и консолидированный бюджет, который включает в себя бюджеты регионов, и федеральный. Федеральный бюджет принимается сразу на 3 года, но ежегодно. В нем всегда присутствуют две части: бюджет на следующий год расписан жестко, а бюджет на последующие за ним 2 года содержит плановые цифры, которые ежегодно корректируют. Это становится возможным, когда экономика стабилизировалась, поясняет Михаил Зельцер, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций»: трехлетний бюджет помогает государству лучше планировать финансирование долгосрочных проектов.

Одно из преимуществ трехлетнего бюджета — возможность планировать расходы на среднесрочные целевые программы, сроки которых часто составляют 35 лет. Но, конечно, в периоды резкого изменения экономической ситуации планируемые параметры могут впоследствии существенно пересматриваться.

Ольга Беленькая
руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»

В частности, существенные изменения произошли в бюджете на следующий год, да и бюджет нынешнего года, скорее всего, будет исполнен с существенными отличиями от принятых прошлой осенью цифр. 

Инфографика "Московские новости"

Если в прошлом году ожидался профицит бюджета (1% от ВВП в 2022 году, 0,2% от ВВП в 2023 году, 0,3% от ВВП в 2024 году против 3% в 2013 году), то, судя по данным за сентябрь, российский бюджет четвертый месяц остается дефицитным. То есть его расходы больше, чем доходы. Так, по внесенному в Госдуму бюджетному пакету, дефицит бюджета в этом году должен составить 1,3 трлн рублей — при этом Минфин допускает, что дефицит может и увеличиться, если расходы еще возрастут.

При этом доходы бюджета выросли на 10% (к сентябрю этого года относительно сентября прошлого года), но этот рост — в пределах инфляции (годовая инфляция в сентябре замедлилась до 13,7%). Причина — санкции, в том числе на российский экспорт. Прежде всего на нефтегазовый. Хотя к сентябрю благодаря росту цен нефтегазовые доходы принесли на 37% больше доходов в бюджет, до 8,51 трлн рублей против 6,19 трлн рублей годом ранее, другие статьи доходов бюджета сократились: по данным августа, ненефтегазовые доходы упали на 14%, притом что в июле они упали на 29%.

Почему возник дефицит бюджета?

Снижение доходных статей бюджета вызвано закрытием странами – санкционерами рынков сбыта продукции, падением потребительской активности и предпринимательской уверенности, поясняет Михаил Зельцер. 

Резкое (-29% (г/г)) сокращение ненефтегазовых доходов бюджета в июле связано с двумя основными факторами. Первое — сокращение импорта (оно отразилось в виде снижения поступления в бюджет НДС на ввозимые товары более чем на 40% (г/г), ввозных пошлин — на 59% (г/г)). В августе ситуация с этими доходами заметно улучшилась, что косвенно может отражать рост импорта, в том числе и параллельного (спад поступлений НДС на ввозимые товары замедлился до 26%, ввозных пошлин — до 34%). Второй фактор — в бюджет стало поступать меньше налогов, связанных с внутренним производством. 

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Как поясняет эксперт, в принципе, это должно соответствовать снижению деловой активности в экономике из-за внешних факторов, таких как санкции и кризис, но на практике ситуация не столь однозначна, так как размеры поступлений внутреннего НДС существенно меняются от месяца к месяцу. Производство колеблется вслед за внешними потрясениями. Многое зависит от введения новых санкций, ухода западных компаний (они часто являются крупными налогоплательщиками) и приспособления бизнеса к новым условиям. 

В июле был спад на 41% (г/г), а в августе — рост на 86% (г/г). Налог на прибыль в июле сократился на 32% (г/г), в августе — увеличился на 11% (г/г). В общем, здесь, скорее, стоит смотреть на более длительный интервал времени — за 8 месяцев 2022 года ненефтегазовые доходы сократились на 14% (г/г) — и это слабая динамика, особенно с учетом инфляции за этот период почти 14%.

Ольга Беленькаяруководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»

А вот расходы за 9 месяцев выросли на 20,8% относительно того же периода прошлого года. При этом темпы роста расходов в сентябре увеличились и, согласно Минфину, будут и дальше расти. Причина: расходы на оборону и на меры безопасности. А сейчас прибавятся еще и расходы на мобилизацию. Ведь только на зарплату мобилизованным планируется тратить 195 тыс. рублей в месяц на каждого. В случае мобилизации 300 тыс. человек — это 58,5 млрд рублей ежемесячно.

Пока нефтегазовые поступления все еще выше прошлогодних, успокаивает Ольга Беленькая: так, за 8 месяцев этого года они на 43% превышали прошлогодние за тот же период. 

Фото: Maxim Shipenkov / EPA / TASS
Фото: Maxim Shipenkov / EPA / TASS

Однако в последние месяцы они сокращаются — сказывается и снижение рублевой цены российской нефти Urals, и резкое сокращение экспортных поставок трубопроводного газа (более 40% с начала года). И хотя газ приносит в казну лишь 20% от общих нефтегазовых доходов, фактическая остановка его поставок в ЕС по «Северному потоку – 1» может усилить спад добычи газа: в краткосрочной перспективе трудно будет переправить весь европейский объем на новые рынки в Азии или использовать внутри страны, отмечает аналитик. 

По словам эксперта, существенную неопределенность создает и предстоящее вступление в силу эмбарго ЕС на морские перевозки нефти и нефтепродуктов в сочетании с идеей потолка цен на эти энергоресурсы для их перевозок в третьи страны.

Российская нефть и сейчас продается с дисконтом: в сентябре, по данным Минфина, она стоила $68,25 за баррель, притом что на этот год ее цена планировалась в $80 за баррель. Пока, благодаря более высоким ценам ранее, среднегодовая цена российской нефти не вышла за эту планку, но при дальнейшем падении цен среднегодовая цена станет ниже. В сочетании с возможным снижением экспорта это и дальше будет уменьшать доходы бюджета. 

И хотя правительство повысило налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), это вряд ли компенсирует тренд. «В проект бюджета заложено сокращение нефтегазовых доходов в 2023 году по отношению к 2022 году на 23%, а за 3 года они должны сократиться на 27% (даже с учетом ожидаемых дополнительных доходов в результате корректировки налогообложения) — пока трудно сказать, достаточно ли консервативна эта оценка, это будет зависеть от объемов добычи и экспорта энергоресурсов, мировых цен на них, уровня дисконта и курса рубля», — полагает Ольга Беленькая.

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

В целом до конца текущего года ситуация в российской экономике вряд ли резко изменится: скорее, будет продолжаться медленное ухудшение параметров.

По словам Зельцера, в свете сентябрьского обострения на геополитической арене ожидается некоторое ускорение инфляции и прекращение дефляции, что была с ценами на протяжении 11 недель. Скорее всего, инфляция будет немного ниже 15% по году. Темп восстановления ВВП также может замедлиться, но диапазон оценок снижения экономики в 4–6% в 2022 году (против мрачных весенних от ряда экспертов в -10%) актуален. Для сравнения: в кризисный, 2009 год российский ВВП падал на 7,9%.

Рубль не торопится ослабевать на фоне всеобщей девалютизации финансовой системы и все еще благоприятных экспортных ценах при одновременном подавленном импорте. Тем не менее к концу года ожидаем, что курс рубля ослабнет и, например, доллар уйдет значительно выше 60, а юань станет дороже 9 рублей.

Михаил Зельцерэксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций»

Три года профицита не видать

Негативные тенденции закладываются надолго. Федеральный бюджет, который Госдума должна рассмотреть в первом чтении 26–27 декабря, будет дефицитным. Федеральный бюджет на 2023 год сверстан с дефицитом 2,9 трлн рублей, или 2% ВВП, на 2024 год — с дефицитом 1,4% ВВП, на 2025-й — 0,7%. Доходы запланированы в размере 26,13 трлн рублей, расходы бюджета — 29,06 трлн рублей. Еще одно новшество: теперь подобное постатейное распределение доходов и расходов бюджета засекречено, поэтому полный расклад понять трудно. Хотя основная тенденция ясна: расходы растут слишком быстро на фоне, в лучшем случае, стагнирующих доходов.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Globallookpress

Тем не менее дефицит в 2% от ВВП — это немного по международным меркам, считают эксперты.  Другое дело, чем покрывать этот дефицит. По словам главы Минфина Антона Силуанова, это планируется делать за счет заимствований на внутреннем рынке. Однако в сентябре Минфину не удалось разместить очередной выпуск гособлигаций, а в октябре половину выкупленного объема составляли бумаги с купоном, учитывающим инфляцию, что для государства не очень выгодно.

Как напоминают эксперты, заимствования на внутреннем рынке, с одной стороны, становятся все дороже для государства (Минфин вынужден выплачивать все большую премию). С другой, когда на рынке в роли крупного заемщика появляется государство, оно теснит бизнес. Что, в свою очередь, приводит к замене частных инвестиций на государственные, и, соответственно, увеличению роста нагрузки на тот самый федеральный бюджет.

Впрочем, покрывать его дефицит также можно из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Его объем на 1 октября составил 10 трлн 792,186 млрд рублей (эквивалент $187,975 млрд), или 8,1% ВВП, прогнозируемого на 2022 год. Однако стоит учесть, что 45% валютных счетов ФНБ заблокировано из-за санкций.

На днях правительство решило направить 1 трлн рублей из ФНБ на покрытие дефицита федерального бюджета в 2022 году, а всего в 2022 году предусмотрена возможность направить из ФНБ на финансирование дефицита 3,194 трлн рублей. К концу 2024 года ФНБ может «похудеть» до 3,4% к ВВП, по результатам анализа Счетной палаты федерального бюджета на 2023–2025 годы. При таких условиях, с точки зрения аналитиков, ресурсов ФНБ хватит на год-полтора.

При этом опрошенные эксперты считают, что ничего драматичного не предполагается.

Одобренные правительством параметры 3-летнего бюджета предполагают значительно более высокий дефицит 2023–2024 годов, чем предполагалось в июньских бюджетных проектировках. Так, в будущем году бюджетный дефицит составит 2,9 трлн рублей (2% ВВП против 1,1% ВВП, ожидавшихся в июне). На 2024 год теперь планируется дефицит 1,4% ВВП (0,9% ВВП в июньском прогнозе). В 2025 году предполагается снижение бюджетного дефицита до 0,7% ВВП (что близко к июньскому прогнозу 0,8% ВВП). Впрочем, в 2020 году дефицит был еще больше — 3,8% ВВП, а в 2009 году — 5,9% ВВП. Фактический дефицит может быть выше, так как проект бюджета не учитывает расходы на вероятное присоединение новых территорий. Однако запас прочности пока достаточен.

Ольга Беленькая руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»

Социальные расходы продолжат расти: в будущем году предполагается их рост на 13%. Правда, стоит учитывать, что они пойдут и на лечение и реабилитацию раненых, и на выплаты семьям погибших. Расходы на национальную оборону вырастут в 2023 году всего на 6%, но, как отмечает Ольга Беленькая, в этом году они уже должны увеличиться более чем на 30%. Самый большой рост — на национальную безопасность и правоохранительную деятельность: +58%. Расходы на образование увеличатся незначительно (+3,3%), т.е. фактически сократятся, так как будут ниже ожидаемой инфляции (5,5%), на здравоохранение — сократятся на 4,1%.

«Мы ожидаем, что в будущем году сокращение ВВП продолжится, инфляция составит 6–7%. К концу этого года USD может подняться в диапазон 65–70 рублей, и также вырастет волатильность по курсу рубля. Минэкономразвития ожидает, что в ближайшие годы курс рубля будет ослабляться, при этом он будет оставаться на 10–15% крепче среднего уровня за последние 5 лет», — заключает Ольга Беленькая.

В целом в нынешних условиях эксперты ожидают, что расходов будет больше, в том числе тех, которые связаны с ведением военной операции и мобилизацией. Что касается доходов, то их будет меньше — в первую очередь, после того, как нефтегазовые компании лишатся текущей сверхприбыли (на фоне высоких цен на сырье) из-за нефтяного эмбарго и переориентации на новые рынки. Хорошие новости в том, что «заначки», которой сейчас располагает Минфин, при некритичном по международным меркам дефиците бюджета в 2% хватит на его финансирование. 

Копировать ссылкуСкопировано