Капитал

Скам? Это к нам!

Криптовалютный рынок привлекает немыслимой доходностью: на некоторых активах можно заработать от 100% годовых. Однако в действительности инвестиции в крипту для новичков похожи на русскую рулетку: шанс столкнуться с мошенниками очень высок. «Московские новости» разобрались, как отличить настоящий проект от мошеннического, почему скам не уходит с рынка и как не попасть на удочку искателей чужих денег. 

Что такое скам? 

Словечко scam в переводе с английского — это самая настоящая афера. Яркий ее пример — противоправные действия лисы Алисы и кота Базилио. Воспользовавшись доверием инвестора — Буратино, — мошенники выманили у него капитал. Если бы они предлагали Буратино за его золотые, например, токены своего проекта «Три пескаря», это уже был бы криптоскам. 

Фото: Freepik

Единой оценки, какой объем проектов на крипторынке можно отнести к скаму, нет. Подсчетами занимаются то официальные органы, такие как ФРС США, то независимые аналитики. Так, по данным Chainalysis, опубликованным в The Wall Street Journal, аппетиты мошенников растут, как и сумма похищенных средств. Так, в 2019 году им удалось выманить у доверчивых инвесторов как минимум $4,3 млрд. Для сравнения: за предыдущие 2 года эта сумма составляла $3 млрд. При этом и способы отъема денег у населения менялись. Главным трендом в 2017 году были первичные размещения криптовалют (ICO), в 2018-м популярными стали хакерские атаки, а в 2019 году в ход пошли финансовые пирамиды — с их помощью было украдено 90% всех средств. 

Криптовалюта привлекает мошенников своим форматом. По словам экспертов, для сбора средств в скам-проекты под вывеской блокчейн-решения или криптовалюты чаще всего используются переводы от пользователей в биткоине или другой криптовалюте, и очень редко это происходит за фиат, то есть за наличный расчет. 

В связи с отсутствием законодательства, а также анонимностью цифровых активов доказать, что пользователь передал средства в криптовалюте, которые в дальнейшем были похищены, довольно сложно, и редко когда правоохранительные органы берутся за такие преступления.

Виктор Першиковведущий аналитик 8848 Invest

Виды скама 

В наше время самые популярные скам-схемы на рынке криптовалют — финансовые пирамиды, сетевой маркетинг и ICO. 

Самая популярная схема среди скам-проектов. Работает она по принципу Понци: ранние вкладчики получают доход за счет прихода новых. Постепенно новых средств поступает все меньше, и в определенный момент пирамида «схлопывается», а ее владельцы забирают собранные средства себе.

Как работают криптопирамиды:

— собирают криптовалюту под реализацию какого-то проекта или какой-то идеи и просто исчезают с активами;

— выдают себя за криптобиржи, инвестиционные компании или обменники. Главная их цель — под любыми предлогами, будь то обещание выгодного курса обмена или дохода от вложений криптовалюты клиента, заполучить активы инвестора и после этого исчезнуть с ними; 

— сетевой маркетинг: работает по принципу «приведи друга». Довольно удобный и массовый способ привлечения средств для скам-проектов. 

Но в сухом остатке скам-проекты в криптовалюте играют на эмоциях людей — жадности, желании быстрого результата и эксплуатируют невысокое понимание процессов рынка цифровых активов.

Виктор Першиковведущий аналитик 8848 Invest

Попали в переплет 

Ежемесячно на международном рынке появляются десятки мошеннических криптосхем. Последней громкой историей стало расследование против основателей PlusToken, которые украли более 200 тыс. BTC (около $11,5 млрд по текущему курсу) у своих вкладчиков. Арест основателей PlusToken в ноябре 2019 года повлиял на рынок криптовалют, обрушив курс биткоина с $14 тыс. до $10 тыс.

Если же смотреть в целом, то на крипторынке можно выделить несколько самых громких криптопроектов. 

Фото: OneCoin / Facebook

Проект: OneCoin 

Тип: пирамида — сетевой маркетинг 

Особенности: креативный подход. В отличие от других крупных пирамид основатели OneCoin использовали творческий подход. Члены МЛМ-структуры продавали «образовательные пакеты», которые содержат PDF-документы для трейдеров, а уже к ним прилагаются «бесплатные» монеты OneCoin. Стоимость таких пакетов начиналась от €140. Также за привлечение новых людей в схему компания выплачивала 10%.

Результат: за первые 3 года основатели привлекли более 3 млн человек по всему миру. По данным прокуратуры США, они инвестировали свыше $4 млрд, однако у журналистов ВВС были другие цифры: по их данным, пользователи вложили более €15,4 млрд, из которых €7 млрд были из России.

Правда, закончилась деятельность компании в конце 2017 года вместе с таинственным исчезновением основательницы Руджи Игнатовой. 

Проект: BitConnect

Тип: пирамида 

Особенности: биткоины в обмен на торговых роботов и прибыль. BitConnect, вышедшая на рынок ICO в декабре 2016 года, предлагала своим вкладчикам доход в 40% годовых. Для этого надо было обменять BTC на BitConnect. Своих инвесторов компания уверяла, что разработала собственных торговых роботов. Разработчики также обещали листинг токена BCC на крупных биржах вроде Bittrix и Poloniex. 

Результат: компания BitConnect в 2018 году была закрыта, а сайт отключен, как только власти штата Техас обвинили компанию в проведении незаконного ICO. Почти сразу после этого стоимость токена обвалилась на 96%.

В результате действий мошенников пользователи, в основном в США и Индии, потеряли порядка $3 млрд. Следствие в США установило, что BitConnect была финансовой пирамидой, которая работала по схеме Понци. Позже было арестовано все руководство пирамиды. 

Между тем некоторые эксперты убеждены — в деятельности BitConnect была польза. Никита Зуборев, руководитель отдела PR и маркетинга BestChange.ru, поясняет: в рамках своей маркетинговой стратегии компания дискредитировала конкурентов, использующих схемы Понци, чтобы привлечь больше людей к своему проекту. 

Фото: Zuma / TASS

Проект: Squid Coin

Тип: пирамида на мем-токене

Особенности: хайп на успехе сериала «Игра в кальмара». Базой для заработка мошенников стал так называемый мем-токен, который отличается исключительной волатильностью. 1 ноября токен внезапно вырос в 77 раз, до $2856,54, а затем резко обрушился и стал стоить менее $1. Пользователи успели вложить в него более $11 млн.

Криптовалюта и проект Squid Coin, хоть и продукт нашего времени, но он ничем не отличается от старых скам-проектов.

Виктор Першиковведущий аналитик 8848 Invest

Результат: 29 октября токен SQUID, созданный по мотивам корейского сериала, рухнул за несколько минут с $3 тыс. до нуля. Ущерб, который понесли инвесторы в результате проекта, оценивается в $3,3 млн. 

Впрочем, по словам Зуборева, в русскоязычном сегменте интернета тоже хватает скамеров — в том числе тех, кто копирует зарубежный успех. 

Фото: AirBitClub / ВКонтакте

Проект: AirBitClub (клон BitConnect в странах СНГ)

Тип: пирамида сетевой маркетинг

Особенности: проект стартовал в ноябре 2015 года и обещал своим последователям от 0,2% до 1,2% в день и 20% от лично приглашенных. Организаторы AirBitClub, так же как и их европейские коллеги, объясняли такие высокие проценты тем, что проект успешно зарабатывает на спекуляциях биткоином с помощью торговых роботов. 

Результат: за 3 года существования проект собрал порядка полумиллиарда рублей от 60 тыс. человек. 

Итогом деятельности AirBitClub стало полное обесценивание токена в ноябре 2018 года, хотя ценовой крах произошел задолго до этого — в середине января того же года. А летом 2019 года основатели пирамиды были арестованы в Екатеринбурге.

Никита Зуборевруководитель отдела PR и маркетинга BestChange.ru

Проект: «РОЙ Клуб» (пришел на смену AirBitClub)

Тип: пирамида майнинг 

Особенности: Разработчики обещали заработок за счет «парамайнинга». Инвесторам предлагалось зарабатывать на собственной криптовалюте проекта PRIZM. При этом им обещали стабильный пассивный доход до 30% годовых. Стартап активно продвигали в соцсетях и на медиаплатформах, а также создавали обсуждаемые инфоповоды с помощью селебрити и медийных личностей. Впрочем, несмотря на все попытки создателей скам-проекта, он не взлетел. 

Результат: с середины 2021 года «РОЙ Клуб» числится в списке финансовых компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности, который регулярно обновляет Центральный банк России.

Призраки налицо 

У всех мошеннических проектов есть свои особенности. Однако непрофессионалу достаточно сложно распознать скам самостоятельно. Ведь основной набор — документация, собственно сам продукт (MVP) и социальные сети — у таких проектов, как правило, есть. Однако наши эксперты рассказали, на что на самом деле стоит обращать внимание при выборе объекта для криптоинвестиций. 

Первый признак скама — слишком агрессивный маркетинг. Еще один — гарантия слишком высокого заработка. По словам экспертов, в 99% случаев это абсолютно точно финансовая пирамида. Так было и с OneCoin, и с PRIZM. Зуборев подчеркивает:

в таких проектах никто не может ничего гарантировать, прибыльность зависит от рыночных реалий. 

Впрочем, по мнению Першикова, те, кто выделяет высокую доходность криптопроекта как признак скама, не всегда правы. На фондовом или товарном рынке за такой доходностью может скрываться мошенническая история, вместе с тем высокая доходность (до 100%) годовых является отличительной чертой криптовалюты как финансового актива. 

Чтобы не стать жертвой обещаний высокой доходности, инвесторам, по мнению Зуборева, стоит понять, «откуда идут гарантированные поступления средств, может ли компания документально подтвердить доход помимо комиссии от привлечения новых членов сообщества. А также задать себе вопрос, зачем разработчикам делиться своей технологией, если они могут привлечь почти неограниченные кредитные средства менее чем под 15% годовых в рублях или 1–2% в долларах и евро и получать обещанные ими проценты самостоятельно?»

Дьявол в деталях

Першиков уверен, что скам-проекты прокалываются на мелочах, по которым можно определить их природу. 

— Члены команд проекта в LinkedIn оказываются не в курсе их участия либо не могут ответить на простые вопросы о проекте. Еще должна настораживать анонимность команды создателей — как у Squid Game. 

Фото: bulliscoming.com

— Ошибки в документации. Некоторые проекты, стараясь выглядеть как реальные, могут ошибаться при формировании документаций, white paper. Например, в white paper проекта Squid Game были грамматические ошибки. 

— Недоработки в приложениях, которые проекты продвигают. Например, особенность смарт-контракта Squid Game заключается в том, что его нельзя просто взять и продать. 

То есть купить такой токен, как у Squid Game, легко на любой децентрализованной бирже, а избавиться от него не получится до момента, пока этого не разрешат создатели. А они никогда не разрешат.

Чтобы сделать схему более правдоподобной, создатели могут разрешить продажу такого токена нескольким десяткам условно посторонних адресов, и таким образом они формируют видимость виртуального рынка.

— Проблемы с токенами. Крайне важно понимать, как технически устроены токены. Несмотря на идеально написанный white paper и красивый сайт, в контракте кода могут быть скрытые нюансы. 

Если код не опубликован, то в нем вообще может быть все что угодно. Если же опубликован, то нужно его смотреть, обращая внимание на ограничения продаж, обмена, вывода средств, а также на ценовые ограничения.

— Фальшивые пиар-компании. Тот же Squid Coin заявлял о своем партнерстве с Microsoft и Netflix. На самом деле об этом речи даже не шло. Как отмечает Сошников, все коллаборации нужно проверять у контрагентов. «Грубо говоря, если создатели проекта утверждают, что заключено партнерское соглашение с каким-то крупным игроком на рынке, следует уточнить эту информацию у этого самого крупного игрока», — рекомендует эксперт. 

Фото: Freepik

— Навязчивая реклама, с привлечением медийных личностей. Как отмечает Зуборев, тот же самый PRIZM от «РОЙ Клуба» поддержал представитель Русской православной церкви отец Всеволод, который освятил криптовалюту прямо в офисе организации. В популяризации скам-проекта был замечен и российский артист Никита Джигурда. Видеозапись его обряда, при помощи которого он пытался «пролить на Prizm свет и любовь», также была опубликована в Сети.

По мнению Сошникова, селебрити, рекламирующие проект, — это просто говорящие головы, которым заплатили за рекламу. Не стоит ждать от звезд баскетбола, футбола или киноэкрана каких-то высоких познаний в сфере блокчейна или криптовалют. 

Зачастую звезды знают о криптовалютах еще меньше, чем среднестатистический розничный инвестор. И их участие в рекламе скам-проекта — результат их жадности или жадности их агента, который согласился на рекламу без должной проверки проекта.

Никита Сошников, директор криптовалютного сервиса Alfacash 

Как проверять проект 

И все же проводить проверку проекта на скам можно и нужно. Без этого шансы на потерю денег близки к 100%.

Шаг 1. Оценить компетентность команды. Узнать, есть ли у ее членов опыт успешных проектов и в каких сферах. Посмотреть, когда был основан именно этот проект и как он развивался. Например, не исчезала ли команда в периоды затишья на крипторынке, выполняются ли обещания по обновлениям и есть ли развитие. 

Шаг 2. Фотопоиск. Сошников советует взять фото основателей и разработчиков проекта и прогнать через обратный поиск по фото на Яндексе (images.yandex.ru). Иногда вылезают очень интересные факты биографии, которые сами люди хотели бы скрыть. Например, при запросе «Руджа Игнатова, OneCoin» на одном из фото видна надпись, что женщина скрылась с деньгами доверчивых инвесторов. 

Шаг 3. Анализ чатов проекта. Стоит посмотреть, какими комментариями делятся уже инвестировавшие в этот проект пользователи (помня о том, что они могут быть ботами или подставными лицами). Еще, по словам Сошникова, стоит посмотреть, что пишут про этот проект на профильных форумах — Reddit, BitcoinTalk. Вот там могут открыться нелицеприятные подробности.

Шаг 4. Проверить разработчиков. Вместо соцсетей желательно проверить репозитории (место, где хранятся и поддерживаются какие-либо данные) проекта в Github. У любого активного разработчика будет портфолио проектов в Github. С этого начинает самый неопытный junior-менеджер (позиция стартового уровня в ИТ-проектах. — Прим. ред.). А в сфере блокчейна без активной вовлеченности в работу сообщества ни один разработчик обойтись не может.

Шаг 5. Проверить сайт. Надо посмотреть, когда он был запущен, на кого оформлен, до какого года оплачен, оценить качество контента, разделы «Контакты» и «Обратная связь», понять, приводится ли там общая информация о проекте, техническая документация и т.д. 

Шаг 6. Посчитать токены. Обязательно нужно проверить количество токенов разработчиков. Для этого нужен адрес кошелька. «Надо смотреть, какая доля в общей эмиссии принадлежит проекту, были ли операции по адресу кошелька разработчиков, и сверить эти операции по времени с изменениями курса монеты», — перечисляет эксперт. 

Шаг 7. Качество бирж. По словам Сошникова, слабое регулирование на крипторынке привело к появлению мусорных криптобирж, которые существуют за счет того, что за деньги размещают все что угодно. Крупные биржи типа Coinbase или Binance проводят определенные проверки перед листингом. И туда мошенникам пробиться гораздо сложнее.