Москва детства
Для меня москвич — любой человек, который считает этот город своим, живет в нем, чувствует его родным и близким, отвечающим темпераменту. Моя Москва точно такая: мне в ней хорошо, комфортно, я люблю ее ритм, и это действительно малая родина, если говорить более пафосно.
Я выросла на юго-востоке — в Кузьминках, недалеко от Кузьминского парка. Самые яркие детские воспоминания как раз связаны с этим районом. Мы всегда гуляли там с друзьями и родителями: вот усадьба Влахернское, пруды, горки. Зимой — лыжи, летом — детские площадки или прогулки с собаками. Это мое первое, главное детское место Москвы, где я ходила в детский сад и училась в школе.
Папины родители жили в районе Перово — еще одно место, которое я очень любила. А мамины большую часть года проводили в доме в Бутове, которое тогда даже не было Москвой, — это был поселок в Подмосковье, туда надо было ездить на электричке.
У меня до сих пор там живет бабушка, а сейчас и родители. Когда я приезжаю туда, мне интересно, приятно и дорого находить островки Бутова моего детства — в виде, например, водопроводной колонки, спрятавшейся где-то между многоэтажными домами, или небольшой части улицы, где сохранилось несколько деревянных домов (и я помню людей, которые жили там в 1990-х).
Конечно, были еще поездки в центр. В детском саду были экскурсии, нас возили на Красную площадь. Одно из самых ярких воспоминаний раннего детства — как нас, пятилетних, повели в Мавзолей. Не могу сказать, что мы прочувствовали всю торжественность момента, но, видимо, более живых аниматоров в тот момент для нас не было. До сих пор у родителей хранятся какие-то мои детсадовские рисунки, где нарисована Красная площадь и Мавзолей, на котором написано «Ленен» — через две буквы е.
Москва юности
Самое начало 2000-х — время учебы в университете. Я оканчивала МПГУ, его главное здание — на Малой Пироговской улице, и поэтому район от «Фрунзенской» в сторону Новодевичьего был нами исследован вдоль и поперек.
С первого курса я стала работать в издательстве «Вагриус». В тот момент оно находилось на Цветном бульваре. Это был маленький особнячок, спрятавшийся за Садовым кольцом, за церковью, — очень живописное место. В этом особнячке я впервые увидела живых классиков, писателей, которых мы проходили на филологическом факультете. Вот Александр Кабаков, а вот Василий Аксенов, они просто приходят в издательство, разговаривают о чем-то, не как какие-то небожители, а как вполне реальные люди.
Понятно, что на ранних курсах это была работа в какой-то степени на подхвате. Часто приходилось просто ездить к писателям домой, отвозить документы. Так появилась еще одна важная для меня часть Москвы, совершенно отдельной — писательской. Это район «Аэропорта» — улицы Черняховского и Усиевича, а еще, конечно, высотка на Котельнической набережной, где жили многие классики Оттепели.
Москва бесшумная
В Москве есть совершенно чарующие тихие уголки, да и необязательно тихие: места, где жизнь как будто немножко замирает, останавливается, даже если там очень много людей.
Например, Александровский сад, или Воробьевы горы, или какие-то крошечные парки и скверы в центре — например, Миусский сквер на «Маяковской», пятачок между РГГУ и Менделеевским университетом. Центральные улицы, какой-нибудь Новый Арбат или Тверская, не засыпают никогда, там всегда шумно. Но в Москве так всегда: ты вдруг сворачиваешь с оживленной улицы в кривые переулки — и оказываешься в какой-то абсолютной пустоте, тишине, среди маленьких домиков.
Поскольку большую их часть занимают офисные пространства, вечером там жизнь словно останавливается, и становится совсем-совсем тихо и хорошо. Поэтому, сколько я живу в центре, а это уже практически 15 лет, я крайне редко пользуюсь транспортом, стараюсь всегда, когда есть возможность, ходить пешком.
Для вдохновения
У меня есть любимые маршруты, которыми приятно ходить пешком. Например, дорога к Никитской через Патриаршие. Зимой здесь не сыплют соль, поэтому это настоящая утоптанная снежная сказка с белым чистым снегом, с подсветкой. Несмотря на то что Бульварное кольцо — очень оживленный район, почему-то суеты там особо не чувствуется, она гармонично сосуществует с тихой частью бульвара.
Прекрасны Чистые пруды и Покровка. И есть один не самый очевидный район — начало шоссе Энтузиастов. Само по себе малоприятное и мало ассоциируется с вдохновением, но в его начале есть улица Школьная, где сохранилась одна из самых старых московских застроек. Это одно-двухэтажная Москва, пешеходная зона с крошечными домиками.
Москва литературная
Тут есть несколько пластов. Первый — так называемая музеефицированная литературная Москва. Скажем, если сейчас мы проходим Тургенева, мы пойдем в домик Му-Му или посмотрим на место, где, собственно, эту самую Му-Му Герасим утопил. Проходим Булгакова — и, конечно, пойдем в «нехорошую квартиру», где музей Булгакова. Есть Государственный литературный музей с домами-музеями, музеями-квартирами самых разных писателей.
Второй пласт — писательский. Тут у меня уже профдеформация, потому что я много работаю с современными авторами и, как правило, знаю, кто из московских писателей где жил недавно или живет сейчас.
Дом на набережной сразу же вспоминается, Каменный мост из романа Терехова или, например, дом Ростовых на Поварской. Есть еще и целые кластеры — например, Переделкино, которое переживает второе рождение и стало очень популярным местом.
Сейчас это район Москвы, место, связанное с именами огромного количества классиков ХХ века. Там множество экскурсий, где подробно рассказывается, кто где жил, в каких отношениях друг с другом был. В то же время в Переделкине до сих пор живут очень многие литературные деятели, критики, издатели, редакторы толстых журналов. Это сообщество, которое продолжает существовать, функционировать. Когда соседи очень близки по своей основной работе и по кругу интересов, получается такая большая творческая лаборатория, все ходят друг к другу в гости, общаются, читают какие-то тексты. Это важная часть литературной Москвы.
Москва современных авторов
Столица эклектична, и литературные произведения это подчеркивают. Это, как правило, приятный город, но таящий в себе определенные опасности. Герой попадает в разные неприятные ситуации, потому что он изначально доверяет миру, открыт для общения.
На какое-то время Москва практически пропала из литературы – если она и присутствовала в ней в последние два десятилетия, то только названиями улиц, но не была чем-то сюжето-, системообразующим. Тем не менее можно выделить несколько книг, по которым создается новая мифология Москвы — или каким-то образом реконструируется старая.
Например, «Московские сказки» Александра Кабакова. У него даже не какие-то конкретные географические наименования, а просто московские реалии. Они доводятся до состояния некоего архетипа, до мифологемы, когда дежурные по станции в Московском метрополитене, у которых красные форменные шапки, называются Красными шапочками.
Некоторые места там сознательно слегка искажены — например, в Саду имени Баумана нет пруда, но у Служителя кошки там сидят и смотрят на пруд. Но это сознательно сделано, потому что район автору точно известен очень хорошо. В романе есть очень важные точки — это и роддом имени Грауэрмана, и Таганка, шлюзы на Яузе, Аптекарский переулок и другие переулки в районе «Бауманской». Я знаю, что поклонники этого текста водили любительские экскурсии по «Москве Савелия».
Дальше — по степени уменьшения значимости московской топонимики для целого художественного текста — можно отметить и прекрасный «Сезон отравленных плодов» Веры Богдановой, где есть вполне конкретные привязки к районам.
Что почитать у зарубежных авторов о Москве
Никогда не думала об этом специально, но, может, это и хорошо: непосредственные впечатления будут более уместны. «Московский дневник» Вальтера Беньямина — о Москве 1920-х, «Подснежники» Эндрю Миллера — о Москве 2000-х, «Смысл жизни» Антуана де Сент-Экзюпери и «Бал в Кремле» Курцио Малапарте — о Москве 1930-х.
Москва читательская
За те 20 лет, что я имею отношение к книжному миру, многое изменилось. Двухтысячные были прямым наследником девяностых, их ранним и очень похожим на них ребенком. Квартирники, хаотичные читки на бульварах, «ПирОГИ» в Потаповском и на Никольской, «Улица ОГИ» и «Билингва», «Фаланстер» в Большом Козихинском. Это были такие полумаргинальные собрания: читали стихи, говорили о прозе, комбинировали чтения с музыкальными концертами.
После затопления «Билингвы» и взрыва в «Фаланстере», произошедшего вслед за ним, была распродажа залитых и обгоревших книг, на которые ставили печати «Последствия потопа в «Билингве» и «Последствия взрыва в «Фаланстере». У меня сохранился роман «Псевдо» Эмиля Ажара с такой фаланстеровской печатью. Были и циклы вечеров — например, «Полюса», в рамках которых поэты максимально непохожих взглядов и поэтик читали свои стихи и отвечали на вопросы. Участвовали в них очень разные люди: Евгений Бунимович, Илья Кормильцев, Александр Вознесенский, Анна Русс и многие другие.
Если же говорить о 2010-х и более позднем времени, то литературный процесс пошел по пути некоторой демаргинализации и даже гламуризации. Есть, конечно, вечера в «Дежурной рюмочной» на Новом Арбате (который москвичи со стажем по-прежнему почти демонстративно зовут Калининским), но в целом на смену небольшим питейным заведениям пришли музеи (Гослитмузей, Музей Москвы), театры (например, «Электротеатр «Станиславский»), кофейни, закрытые клубы типа Noodome и арт-кластеры (ГЭС-2, ARTPLAY).
Любимые кафе
С точки зрения еды, напитков, общения — бывший клуб «Кризис жанра», который уже много лет называется Imagine, на Покровке.
Когда мы встречаемся, отведя детей в школу, с моей подругой, актрисой Анной Тараторкиной, идем завтракать в кафе Conversation напротив ТАССа. Там вкусные завтраки, и оно рано открывается. Там же недалеко есть Favourite Cake — это совсем небольшая кофейня, где, на мой взгляд, лучшие сырники в Москве.
Многие книжные оборудовали специальные пространства под презентации и встречи с писателями, от хипстерской «Республики» до того же самого «Фаланстера», который стал намного больше и солидней. Наконец, все более важным и заметным на литературной карте становится все тот же возрожденный Дом творчества «Переделкино», где каждые выходные проходят самые разные литературные и окололитературные мероприятия.