Культурный код

Пять неоднозначных российских сериалов и кому их стоит смотреть

По просьбе «Московских новостей» Юлиан Марэ отсмотрел новую порцию российских сериалов и делится своим честным мнением и впечатлениями. Комедии о сбежавшей невесте, полицейском из криминального мира, водочном стартапе на коленке и фантастика по мотивам Кира Булычева — что еще посмотреть из отечественных новинок на онлайн-платформах.

1. «Как друзья Захара женили»

Рейтинг на «Кинопоиске»: 7,5

С первых минут сериал напоминает «О чем говорят мужчины». Кажется, что нас ждет молодежное видение жизни, отношений, института брака, бизнеса, дружбы. Однако эти ассоциации тут же тонут под обилием неловких моментов, кучи ненужной обнаженки и ситуаций, вызывающих испанский стыд.

О чем сериал? Четверо очень разных друзей — по внешности, характерам, социальному положению, — но знакомых очень давно, собираются на мальчишник и там узнают, что свадьбы не будет. Все-таки подвыпив (не пропадать же столу), друзья говорят Захару, что он найдет другую, но парень решает во что бы то ни стало вернуть свою возлюбленную. И тут кажется, что в этом-то сериал и отобьет свое название — друзья-таки помогут главному герою жениться. Но — увы.

Фото: Okko

Главный герой (Сергей Бондарчук) — типичный мужик лет тридцати с квартирой в Краснодаре, который вообще не слышит свою невесту, собственно, поэтому она его и бросает. Его друзья — не лучше. Один — малодушный, слабовольный бабник, который еще и спит с начальницей. Второй не смог реализоваться и живет под каблуком у жены-полицейской, иногда пытаясь бунтовать, например забрав сына с танцев и отведя на бокс. А третий — увалень, живущий небогато на своем участке, у которого желание секса расходится с часами жены, оттого он страдает и придумывает какие-то выкрутасы.

Все это, с одной стороны, кажется вполне реалистичным описанием огромного количества мужчин и семей. Но, с другой, выглядит крайне уничижительно, особенно если смотрящий — мужчина. И если это реализм, то какой-то абсурдный.

Ведь для чего мы смотрим сериалы? Чтобы верить увиденному, но не настолько, чтобы от него тошнило, — такого хватает и вокруг.

В сухом остатке четверо закадык пьют пивас, портят себе и другим жизнь, страдают, всплывают на полголовы и снова себя топят. Женские персонажи тоже не воодушевляют: начальница, играющая с подчиненным; хозяйка каблука; созависимая истеричка; эгоистка.

Это мог быть сериал о нескольких точках зрения на брак, на примере расставшейся пары (есть такие проекты), но нет, влюбленный ловелас, протестующий подкаблук и романтичный работяга с их пассиями не стали этими самыми противовесами центральной пары. Да и фокусировка на их историях тоже не говорящая. Какие-то стоящие конфликты в сериале обрываются и дальше не вспоминаются. Мелочи, наоборот, раздуваются, и им уделяется время.

А вывод у сериала если и есть, то странный: не старайтесь в отношениях, но старайтесь по жизни. А если лошадь не едет — пристрелите. Все остальные поднятые темы были сразу авторами брошены.

Вердикт: если и смотреть, то только женской аудитории, чтобы узнать, почему их мужчины такие остолопы, и посмеяться от количества знакомых ситуаций и совпадений.

2. «Инспектор Гаврилов»

Рейтинг на «Кинопоиске»: 8,1

Я вообще не очень люблю российские сериалы про полицию, поскольку обычно это нагромождение клише: водка, произвол, коррупция. Но в этом проекте интересный заход — преступник волею случая становится главой полицейского участка маленького городка.

Да, конечно, будут тут и водка, и коррупция, и полицейские выставлены полными идиотами, в лучших традициях французских комедий, а преступник — умный, красивый, находчивый и с крестиком в пол-ладони. Однако плюсов все равно больше. В главной роли — Виктор Добронравов. В саундтреке фильма не абы что, а «Заточка». Сериал полностью соответствует заявленному жанру комедии — он реально смешной. Но, главное, интересный.

Фото: Start

Авторы не превратили главного героя в алчного идиота, который будет тешить себя положением и ситуацией. Наоборот, по всем заветам Довлатова они превратили преступника чуть ли не в эталон морали, компас перемен, нравственный ориентир нового пути полиции. Он взяткам удивляется, проблемы решает, слабых защищает, дела раскрывает, коллег подтягивает и заступается за них. Он на стороне женщин и детей. В общем такой дядя Степа с тюремными татуировками.

При этом главная роль тут не полицейского, а именно мужика, живущего по совести и пытающегося разбираться с проблемами городка. Это подкупает.

Фильм не стал пародией на детективный процедурал — суть тут не в раскрытии преступлений, а в истории, конфликте, причине, по которой Медный оказался на месте Гаврилова. Есть саспенс, драма, обратный отсчет, что вкупе накаляет зрителя и заставляет искренне переживать за главного героя в ожидании развязки.

Фоном пусть и глуповатые, но очень натуральные будни полиции и жизни маленького городка, любовь, быт, социальные проблемы (крайне удачно поднятые, показанные и решаемые), нет-нет да вопросы морали и закона, яркая история отсутствия сепарации от матери-нарцисса. В общем, что бы ни было на экране — это осмысленное и по большей части забавное. Концовка сезона тоже на уровне, и есть заход на второй сезон, правда непонятно, зачем и о чем его можно снять.

Вердикт: действительно забавный и неожиданный проект по заезженной теме. Понравится всем любителям регионального натурализма, сериалов про полицию, поклонникам Добронравова.

3. «Иные»

Рейтинг на «Кинопоиске»: 7,2

Ретрофэнтези от Кинопоиска про суперспособности в сеттинге альтернативной реальности 1940-х годов Ленинграда на пороге войны с Германией. Звучит странно, но интригующе, да? Мне тоже так показалось, поэтому сериал был выбран для этой подборки и посмотрен. И если честно — это разочарование.

Да, можно сколько угодно говорить, что это чудесно и качественно снято, что очень атмосферно, что создатели проделали огромную работу по воссозданию деталей, был проработан целый мир альтернативной вселенной, актеры хороши и что это большой шаг для отечественного сериалостроения, но что насчет истории?

Фото: Кинопоиск

Заявленная как оригинальная, на основе уникального сценария, она, по сути, вторична — про мутантов, их изучение, гонения, выживание и вербовку мы видели как минимум пяток фильмов с буквой «Х» в названии. Очень много лишних кадров, чрезмерно много пустых флешбэков, зрителя носит из страны в страну, из прошлого в настоящее, из разговора в разговор, но нет ничего, за что можно было бы зацепиться, — то ли слишком много всего, то ли, наоборот, просто ничего и нет.

И хотя сюжет все-таки двигается, несмотря на всю эту суету, и следить за ним можно, он не затягивает. У истории нет предыстории, у персонажей нет глубины, у разговоров нет накала, у действий персонажей — смысла.

Ну кто пустит иностранного ученого вглубь правительственной программы по изучению сверхспособностей? А при наличии у него самого впечатляющих сверхспособностей? Почему, обладая силой внушения, персонаж заставляет проверяющих поезд стреляться, вместо того, чтобы включить джедая и провернуть классическое «Это не те дроиды, которых вы ищете». Ну и чего только стоят изучатели сверхспособностей, которым нечего изучать! И еще уйма странных, сбивающих с толку моментов.

В итоге шесть серий перестрелок, взрывов, не объясненных до конца деталей и моментов и заход на второй сезон, который заранее тоже кажется вторичным.

Получилась такая мелодраматическая история в явно лишней упаковке фэнтези, где от фэнтези — графика и сам факт наличия каких-то способностей. Либо сеттинг другой реальности тут лишний, либо суперспособности, либо мелодрама. Потому что попурри из всего не сработало.

Вердикт: смотреть всем ценителям отечественного фэнтези, любителям альтернативных российских реальностей, тем, кто хотел увидеть отечественных людей «Х», но был разочарован «Защитниками».

4. «Очевидное невероятное»

Рейтинг на «Кинопоиске»: 6,5

Сериал по мотивам рассказов Кира Булычева. Я, увы, не знаком с первоисточником. Но идея и в самом деле кажется увлекательной — есть в России город Великий Гусляр, где есть разрывы континуума, происходят различные аномалии, в городе живут инопланетяне и прочая фантастика. Город все это скрывает, понимая возможные последствия раскрытия тайн такого масштаба.

Однако городу назначают нового мэра из Москвы, и им оказывается выросший в Гусляре Эдуард, в планы которого входит как раз-таки все рассекретить, явить миру все тайны и чудеса, город расширить, туризм устроить и прочее, не без своей, разумеется, выгоды. Горожане, и в первую очередь заместитель мэра, против, поэтому решают мэра дурачить и прятать от него всю эту фантасмагорию, убеждая его, что порталы и разломы закрылись, да и инопланетян давно не видно. Ситуация осложняется личной драмой мэра и заммэра — они знакомы со школы, и девушка мэра нынче замужем за замом.

Фото: Okko

Что из этого всего получилось? С одной стороны, и это, конечно, суперплюс — наконец, экранизация чего-то своего, родного, отечественного, оригинального. Кажется, что в последний раз такое на экранах было во времена «Дозоров» («Майор Гром» не в счет).

Булычев — один из столпов российской фантастики наравне с Беляевым и Стругацкими. И давно было пора, и многие этого жаждали — экранизировать весь этот многостраничный багаж историй и концепций.

С другой стороны — то, что в итоге из этого вышло... Комедия тут, разумеется, положений. Весь город водит за нос одного человека, скрывая от него большой секрет. В этом смысле возникают ассоциации с «Шоу Трумана». По фантастическому наполнению и подходу напоминает сериал середины нулевых «Эврика», про секретный город, полный гениев, и простого шерифа, назначенного держать их порывы в узде.

Сериал получился максимум забавным, да и то с натяжкой. Положения есть, а комедии не так уж много, даже невзирая на невероятное количество диссонанса и сюрпризов в виде инопланетян, очень буднично включенных в реальную жизнь целого города.

Фантастику тоже недокрутили, и дело не в костюмах и графике, просто она здесь даже не на вторых ролях, и это кажется странным. Есть инопланетяне, летающие тарелки, осадки в виде шариков, меняющих людей телами, путешествия во времени, однако все это лишь инструменты, и как будто этого мало. Все время просмотра не покидает ощущение, что либо не дожали, либо зачем это тогда вообще?

Вердикт: зайдет поклонникам отечественной фантастики и фанатам историй Булычева. Всколыхнет ностальгические чувства у тех, кто любил «Эврику».

5. «Повышая градус»

Рейтинг на «Кинопоиске»: 6,2

Я бы пропустил этот сериал, даже узнав о нем, если бы не слоган «Во все тяжкие» по-русски». Планочка поднята высоко!

О чем сериал? Три уволенные сотрудницы водочного завода решают сами гнать водку. Сезон расскажет о взлетах и падениях, трудностях, конкуренции, в общем — обо всех гранях построения малого бизнеса. И это — прекрасно!

Фото: Premier

Уже с первой серии мы получаем крайне воодушевляющее и интригующее начало. Есть заход, контекст, быстрое погружение в историю, сразу понятен уровень драмы, юмора, амбиций проекта, который, невзирая на отсылки и даже упоминания Хайзенберга, остается самобытным.

В этом сериале много того самого реализма, который так раздражал в первом проекте этого списка, но реализм тут другой — не взвинченный, не в лоб, а размазанный фоном, по дорогам, под мостами, в облупившихся магазинчиках и разливухах, и оттого вызывает не отторжение, а создает атмосферу и вызывает нужные эмоции: тоску, смех, грусть.

И все серии здесь радуют. Юмора много. Есть сюжетные повороты. Есть толики драмы, рассыпанные по сезону. Смотреть за этим интересно, повествование увлекает, героям сопереживаешь, хочется смотреть и смотреть в ожидании концовки, которая по итогу получилась и дала надежду на не менее захватывающий второй сезон.

И все это в дополнение к хорошей и плотной личной истории построения водочного стартапа на коленке.

Вердикт: зайдет всем, кто хочет расслабиться, посмотрев что-то забавное, кто соскучился по вайбу «Во все тяжкие» или хотел бы, чтобы «Чики» были повеселее.