Пять мифов конструктивизма

Конструктивизм часто называют единственным архитектурным стилем, который Россия дала миру. Это правда, однако наследие архитекторов XX века опутано множеством догадок, предположений, гипотез и заблуждений.

Миф 1: конструктивизм – сугубо продукт идеологии

Нет, это нельзя утверждать однозначно.

Конструктивизм, как и авангард в целом, четко ассоциируется с одним периодом истории России — первым десятилетием существования Советского Союза. По общему мнению, здания разнообразных геометрических форм в цветах бетона и красного кирпича строили только убежденные коммунисты, которые были в первую очередь партийцами, а уже потом — архитекторами. И хотя это утверждение можно назвать справедливым, например в случае Каро Алабяна или Аркадия Мордвинова, к большинству архитекторов-конструктивистов оно не относится.

«Проблема с восприятием авангарда в России связана с тем, что основная реализация, расцвет авангарда приходится на первые годы советской власти, и всем кажется, что дом-коммуна и коммунисты связаны между собой родовым проклятием», — говорит директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева Елизавета Лихачева.

По мнению некоторых специалистов, любая архитектура, даже знаменитые монументальные постройки, возведенные в нацистской Германии, не может иметь за собой привязки к конкретной идеологии. Архитектор Ирина Ирбитская объясняет, что у архитекторов 1920–1930-х годов была уникальная возможность делать архитектурные эксперименты, прикрываясь идеологией: «Единственное, что может создавать архитектура, — это возможности для того или иного личного роста или личной персональной жизни. В хорошей архитектуре человек может думать о высоком — я модернист и свято в это верю. Поэтому идеология используется как прикрытие и противоречит внутренней сущности архитектуры, которая индивидуализирует нашу жизнь». 

Но одна из особенностей авангардного искусства — активное включение художников в социально-политическую жизнь общества.

Как отмечает исследовательница советского дизайна Алена Сокольникова, после революции 1917 года агитационная тематика заняла важное место в творчестве многих художников, и в особенности представителей авангарда, поддержавших советскую власть: они активно оформляли массовые демонстрации и театрализованные мероприятия, общественные интерьеры и многочисленную печатную продукцию, наполняя их новыми образами и символами.

В переломный для истории страны революционный период происходит совместный поиск — авангардными художниками, скульпторами и архитекторами — нового универсального визуального языка, способствующего развитию идеи синтеза искусств и способного отразить динамику нового времени, индустриальную эстетику и новые социальные идеалы. Например, художник и дизайнер Александр Родченко создал концепцию вещей, построенных на «динамическом принципе». Это экономичные и многофункциональные складные вещи-трансформеры, которые будут подстраиваться под ускоряющийся ритм жизни людей.

Фото: Николай Кубеев / ТАСС

Исследователь конструктивизма Николай Васильев, впрочем, не готов говорить, что конструктивизм был стилем вне всякой идеологии, даже архитектурной: «До революции в России был принцип: то, что красиво — справедливо, этично и хорошо. Про неэтичный поступок мы до сих пор можем сказать: «Это некрасиво». Но после кризиса Первой мировой и революций «красивое» ушло, уступив место функциональному». Исследователь также добавляет, что архитекторы 1920–1930-х годов столкнулись с необходимостью выполнять не требования конкретных заказчиков, а глобальный социальный заказ на построение «нового общества по новым принципам». И все-таки конструктивизму нельзя навязать конкретные политические причины или следствия.

Но почему нам все-таки так просто и удобно связывать архитектуру с конкретной политической идеологией? Можно предположить, что такая причинно-следственная связь складывается из традиции учебников истории и архитектуры, в которых описание архитектуры часто следует после политического контекста. «Но мы видим прекрасные образцы народной архитектуры где-нибудь в Мексике, где вообще нищета и голод, но есть хорошая архитектура — ее просто делают люди с врожденным чувством формы и пространства, — говорит Ирина Ирбитская. — В 1920–1930-е годы просто возникло окно возможностей для прорыва хорошей архитектуры. За этим больше ничего не стоит».

Миф 2: авангард и конструктивизм опирались только на новые идеи и отрицали прошлое

Нет, советские архитекторы часто использовали идеи XIX века.

Конструктивизм выражается не только в узнаваемых внешних формах, но и в принципах проектирования жилья и зданий. Так, почти в любом районе 1920-х годов постройки можно найти Дом культуры, фабрику-кухню и комплекс жилых домов, связанных между собой. Многие из них задумывались как дома-коммуны, отвечающие и на требование устроить новый быт для советских граждан.

Кстати

Многие конструктивистские районы построены как системы дворов. Человек выходил в один двор и попадал в приватное пространство дома, оттуда следовал к другой группе домов и, наконец, попадал в «общее дикое поле» — улицу с машинами, незнакомыми пешеходами и другими правилами поведения.

«Уже к 50-м годам XIX века стало ясно, что квартиры на 13 комнат подходят не всем — появляется массовый тип строительства. Площадь квартир уменьшается, сил на их обслуживание нужно меньше. Например, в Москве строится дом холостяков Нирнзее, который спроектирован в 1907 году, построен в 1911-м — с маленькими квартирами без кухонь. Они в принципе не нужны молодым неженатым или незамужним людям, готовить им просто некогда. Такие принципы перетекают в архитектуру авангарда, который в своей первой реализации появился не в России», — рассказывает Елизавета Лихачева.

Многочисленные ДК, в которые приглашались рабочие после тяжелых трудовых дней на «красных» заводах, — тоже не изобретение коммунистов или архитекторов, работавших в 1920-е годы. Елизавета Лихачева добавляет: «Первые Дома культуры, тогда они назывались «народные дома», появились в России в 70-е годы XIX века благодаря русским промышленникам. Это не замена церкви, как считают те, кто напрямую связывает ДК с коммунизмом. Дома культуры — замена кабакам».

Кстати

Предполагалось, что Москва когда-нибудь станет городом автомобилей — эта идея закладывалась в советские генпланы и проекты отдельных районов. Гаражи для городских автобусов есть во множестве районов Москвы, например в Марьиной Роще и на Новорязанской улице возле площади Трех вокзалов. Тем не менее в 1920-е годы машина все еще оставалась чем-то откровенно неожиданным на городской улице.

Иногда конструктивизм сохранял и откровенно «буржуазные атавизмы» — например, комнаты для прислуги, которые есть в Доме на набережной. Исследователи замечают, что наличие или отсутствие тех или иных элементов зависело от заказчиков — тех или иных заводов или наркоматов — и их ресурсов.

Тем не менее сами архитектурные формы придумывались впервые и не были заимствованы, например, из имперской архитектуры. То же самое можно сказать и о главных предметах авангардного дизайна, которые относятся к тому же времени.

Буденовский поселок на Яузе.
Фото: Буденовский поселок / «ВКонтакте»

Миф 3: конструктивизм — это только архитектура

Нет, важная часть наследия авангарда — дизайн.

Советские авангардисты 1920-х годов дали мировой культуре не только архитектурные находки, но и совершенно новые образцы дизайна, причем не только интерьерного. В основе создания новых проектов лежала идея о том, что вещь может быть демократичной, долговечной и доступной для всех, став не коммерческим товаром, а «вещью-товарищем». Так Александр Родченко писал о своем видении продукта советского дизайна своей жене, авангардистке Варваре Степановой.

То, что создавали дизайнеры СССР в 1920-е годы, было именно тем, что видел Родченко. С одной стороны, дизайнеры активно экспериментировали — именно это слово, «эксперимент», должно быть ключевым в разговоре об авангардном дизайне, считает исследовательница советского дизайна Алена Сокольникова. На дизайнерских факультетах ВХУТЕМАСа преподавали и художники, и инженеры, а студенты до последнего не знали, кем именно они будут — «инженерами-художниками», «художниками-инженерами». В то время как конструктивизм постепенно двигался в сторону функционализма, авангардный дизайн в целом оставался творческим многоголосьем. «Экспериментальное, безбашенное, яркое, незабываемое», — так описывает Алена Сокольникова разнообразие формировавшихся подходов и направлений.

Советский дизайн создавал не только мебель, например компактные кухонные элементы Михаила Барща, но и прочие атрибуты пространства. А еще — крайне изобретательную посуду, в чем-то даже напоминающую продукты современной IKEA. Алена Сокольникова: «Представьте себе: кастрюлька, крышка которой может быть сковородкой, а сама она может выполнять функцию чайника».

Захар Быков. Проект походного чайника-котелка. Руководитель Александр Родченко. Металлообрабатывающий факультет, ВХУТЕМАС. 1924. Фото: Архив З. Быкова

Еще одна сторона дизайна — графика и рекламные плакаты, которыми украшались многочисленные новые здания и заводские проходные. Особенно хорошо работал рекламный тандем Родченко – Маяковский, который выполнял заказы для Добролета, Моссельпрома, ГУМа и Ленгиза.

«Самым ярким кейсом был Моссельпром, — считает Алена Сокольникова. — Был расписан фасад здания. Сейчас он восстановлен почти, по крайней мере, со двора здания — сам фасад немного отличается от оригинального цветом балконов, которые раньше были синими. Но в целом на эти росписи можно посмотреть. К сожалению, многие другие раннесоветские муралы не сохранились, потому что здания множество раз перекрашивались. Но важна не только наружная реклама — сегодня мы привыкли к гигантским билбордам, — а новый подход, где дизайнер работал в связке с копирайтером. Родченко вспоминал, что Маяковский звонил ему вечером, говорил слоган, а к утру они сдавали проект готового плаката».

Сервиз «Восьмигранный», В. Дорофеев. 1928
Фото: goskatalog.ru

Тандем придумывал не только плакаты, но и горизонтальные форматы для точек городских продаж, печатные объявления, уличные формы продавцов и даже упаковки карамелек «Наша индустрия». Все фантики были пронумерованы, и, собрав полную коллекцию, можно было прочитать стихотворение Маяковского с рассказом про победу Красной армии в Гражданской войне. «От карамелек до украшения фасадов — все это было абсолютно новым словом в рекламе», — говорит Алена Сокольникова.

Большинство авангардных разработок советского дизайна не просто не сохранилось, а даже не было запущено в массовое производство (в основном из-за экономического комплекса проблем, с которым столкнутся и последующие поколения советских дизайнеров). Поэтому до наших дней авангардные идеи дошли в основном в интерпретации дизайнеров 1960-х годов и далее.

Сложности с коллекционированием наследия советского дизайна Алена Сокольникова связывает и с особой культурой отношения к бытовым предметам.

«Вещи жили практически бесконечно. Конечно, это было связано и с экономическими ограничениями, но в первую очередь за этим стояли идеологические моменты. Если вещь — твой друг, ты не будешь выбрасывать друга, но найдешь способ его починить и использовать для чего-то еще. Есть мнение, что вещи использовали до последнего — перекрашивали, перелатывали, переделывали, а те все равно продолжали служить», — говорит Алена Сокольникова.

Миф 4: конструктивизм есть только в Москве

Нет, конструктивистские здания можно найти в сотнях городов.

Москва, естественно, была главным городом для апробации всех архитектурных находок. «Как столица и «мозговой центр авангарда», в котором появился ВХУТЕМАС, Москва стала своеобразным полигоном для отработки всевозможных идей, от дома Наркомфина до дома Мельникова», — говорит Елизавета Лихачева. Именно в Москве можно обнаружить разнообразные варианты трех основных направлений авангардной архитектуры: жилые дома, всевозможные дома культуры и постройки общего пользования, а также разнообразные государственные учреждения.

Кстати

Конструктивизм — платоническая архитектура. Согласно учению Платона, человек не придумывает новые формы, но открывает их в царстве идеи или «эйдосов». В какой-то момент создание новых проектов стало чем-то вроде соревнования — кто найдет больше удачных форм и больше раз сможет их применить. Поиск был таким скоростным, что архитекторам приходилось одновременно начинать несколько проектов зданий одного назначения. Так, Мельников предлагал сразу семь разных проектов Домов культуры, которые так же одновременно и строились.

Но московское разнообразие не исключает множество конструктивистских проектов, возведенных в других городах. «Первый советский небоскреб» был возведен и до сих пор стоит в Харькове — это Дом государственной промышленности, который представляет собой комплекс соединенных переходами построек.

Дом государственной промышленности, Харьков.
Фото: Oleksandr Malyon / Wikipedia

Отдельные заповедники конструктивизма — соцгорода, которые начали строиться по всей стране в годы первой пятилетки (1928–1932) рядом с новыми предприятиями. Они с нуля застраивались конструктивистскими зданиями, которые возводились на основе проектов, уже отработанных в Москве и Ленинграде. Соцгорода могут разнообразить региональный туризм — в их поисках можно отправляться в Нижний Новгород, Казань и Новосибирск, которые постепенно поглотили авангардные районы. Совсем в поле строились, например, Новомосковск и Магнитогорск.

Кроме того, как обращает внимание Алена Сокольникова, новые школы авангардного искусства, дизайна и архитектуры возникали в 1920-е годы на всей территории СССР, и, хотя аббревиатуры ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН у многих сейчас прочно ассоциируются с Москвой, школы с аналогичными названиями и собственными экспериментальными учебными программами существовали и в Петрограде (Ленинграде), и в Казани, и в Тбилиси и множестве других городов. Наследие этих институций также должно быть включено в мировую историю авангарда!

Миф 5: конструктивизм бесследно исчез

Нет, он повсюду!

В 1930-е годы на смену конструктивизму, правда, пришел сначала постконструктивизм, а затем — сталинский ампир. Но архитекторы не забыли об авангардистских наработках. Елизавета Лихачева замечает: «Все развитие Москвы до 1975 года — авангард. Сталинский генплан был наследником генплана, разработанного студентами в мастерской Семенова во ВХУТЕМАСе в 1925 году. Поэтому все новые районы вроде Черемушек, все магистрали были спроектированы в 1920-е годы. Включая Третье транспортное кольцо, кстати!».

Именно ТТК — настоящий «ржавый пояс» Москвы, в пределах которого до сих пор расположено множество предприятий, построенных еще в начале XX века. Рядом с ними часто можно найти и конструктивистские районы, строившиеся для рабочих.

Где искать конструктивизм в Москве


Район Хамовники возле метро «Спортивная». Настоящий заповедник конструктивизма, где есть жилье нескольких типов: общежития со стороны улицы Усачева, дома для рабочих заводов. Также в районе сохранились универмаг, бани, поликлиника, фабрика-кухня (которая, правда, стала больницей), а еще ДК завода «Каучук», пройти в который сегодня нельзя.

Дубровка. Жилмассив расположен по обеим сторонам 1-й Дубровской улицы между 1-м Крутицким переулком — это один из первых рабочих поселков города.

Площадь Ильича. Сегодня там, рядом с Андрониковым монастырем, стоит заброшенный ДК завода «Серп и Молот». Больше повезло ДК «ЗИЛ», который сегодня превратился в культурный центр.

Район Дангауэровка возле метро «Авиамоторная». Там расположены не только жилые здания, но и один из гаражей, спроектированных Константином Мельниковым.

Преображенский Вал. В этом районе стоят жилые дома для рабочих Московского электролампового завода и соседних текстильных предприятий.

Сокольники. Здесь стоит искать самые ранние конструктивистские дома еще 1925 года постройки.

Шаболовская. Там сохранилась не только сама Шаболовка, но и кооперативы «Жиркость» с «Медсанстроем», а также печатная фабрика «Гознака», завод «Красный пролетарий», общежития и лаборатории Текстильного института, две школы, «Мосторг» и фабрика-кухня.

А также: реконструкции работ Александра Родченко, Густава Клуциса, Эль Лисицкого и студентов ВХУТЕМАСа сейчас находятся в собрании Всероссийского музея декоративного искусства и представлены на выставке «Вещь! Предметный разговор». Выставка продлится до 20 января 2023 года.

Эксперты напутствуют: привыкнув к конструктивизму и узнав его, горожанин всегда будет замечать здания 1920-х годов постройки в центре города и районе ТТК.

«Куда ни посмотри — везде много. В Москве сохранилось 28 комплексов. На Яузе есть Буденовский поселок, где с некоторой фрагментарностью сохранилась настоящая покраска зданий, передающая динамику форм и принцип окрашивания», — говорит Николай Васильев и замечает, что Москва — действительно столица конструктивизма.

ДК завода «Серп и Молот» в районе станции метро «Площадь Ильича».
Фото: DonSimon / Wikipedia

Но почему конструктивистские здания перестали строить? С одной стороны, конструктивистские проекты было трудно реализовывать в полном объеме — не хватало стройматериалов и технологий, которых требовали сложные планировки. К тому же такие здания было дорого отапливать. Плоские крыши поставили и вопрос гидроизоляции. Эти же проблемы были причиной того, что некоторые конструктивистские проекты так и остались только написанными на бумаге.

Другой причиной стала смена внутренней обстановки в стране. На смену обращения к личности в 1930-е годы пришла массовость. Размеры кварталов постепенно стали увеличиваться, становясь несоразмерными человеку. Сами проекты становились скучнее: «Проекты административного здания в Зарядье такие унылые. Даже не поймешь, Веснины это или кто-то другой — сужался спектр пластических и художественных возможностей, — размышляет Николай Васильев. — Архитекторы могли своим взором и критической мыслью охватить то, что происходило в то время в стране. Можно было и на донос нарваться, и сесть — в то время было много трудностей».

Наконец, авангард просто позволял больше трактовок и интерпретаций, а значит, способствовал и свободомыслию. Все это купировалось появлением конкретного в своих смыслах соцреализма, который гораздо больше подходил сталинской эпохе.

Тем не менее множество построек второй половины 1930-х годов имеют прослеживаемую связь с авангардом. В некоторых домах сохранялся кухонный элемент, а где-то конструктивистские формы соседствовали с украшенными фасадами. Но, как замечают исследователи, все эти взаимосвязи — не самые очевидные и пока остаются малоисследованными.