Киберпанк

Продуктивная слежка

Сканеры переписки, умные камеры, биометрия и жесткие нормы расхода времени — работодатели все чаще используют новые методы слежки за сотрудниками. Так начальство лучше понимает подчиненных и быстрее находит тех, кто отлынивает работы. Но постоянное наблюдение вызывает у сотрудников стресс, а иногда и вовсе делает работу невыносимой. Более того, иногда слежка только вредит продуктивности.

В 2019 году Canal Productions — компания Роберта Де Ниро — подала в суд на Чэйз Робинсон, бывшую ассистентку артиста. Ее обвинили в неоправданных растратах корпоративных средств на дорогие рестораны и отели. Также в компании проанализировали активность Робинсон за рабочим компьютером. Оказалось, что в рабочее время она смотрела сериалы на Netflix. Четыре рабочих дня она потратила на просмотр 55 эпизодов «Друзей». Еще четыре дня ушло на просмотр «Замедленного развития» и «Шиттс Крик». В Canal Productions потребовали компенсации в $6 миллионов за корпоративный саботаж.

В этом году сотрудник шведской налоговой службы был уволен за изобретательный способ уклонения от своих обязанностей. Он звонил сам себе, чтобы не работать. Мужчина использовал свой мобильный телефон, чтобы не принимать звонки от клиентов. В системе он всегда был отмечен как «занят», поэтому входящие звонки распределялись между остальными сотрудниками. За три месяца работы он уклонялся от работы на протяжении 55 часов.

Noel Hendrickson / moodboard / Globallookpress

Другие примеры обмана работодателей сотрудниками найти несложно. Нерадивые работники и раньше находили способы уйти от дел. А с массовым переходом на удаленную работу руководителям стало особенно сложно контролировать, за что они платят сотрудникам. 

Неэфффективное использование рабочего времени дорого обходится компаниям. По оценке американских предпринимателей, за год из-за невовлеченных сотрудников они теряют около $500 млрд. 

Решением стали системы трекинга сотрудников. Автоматизированные программы измеряют активность работников в офисе и на удаленке и передают данные менеджерам. Это помогает пресекать уклонение от работы и поощрять эффективный труд.

Но в то же время трекинг обостряет новые проблемы. Постоянная слежка может давить на психику работников и даже мешать им выполнять свои обязанности. А для удаленных сотрудников трекинг окончательно стирает границы между личной жизнью и работой.

Как работает трекинг

Большинство программ для трекинга офисных сотрудников либо записывают активность пользователя, либо делают скриншоты всех открытых на компьютере программ через случайные промежутки времени. Так руководители могут видеть, чем заняты сотрудники.

Некоторые программы действуют на более глубоком уровне. К примеру, сервисы вроде Teramind, InterGuard или ActivTrack собирают данные об использовании клавиатуры и компьютерной мыши. Если сотрудник слишком долго бездействует или прокручивает ленту в социальной сети, программы отправляют уведомление менеджеру. Также они могут собирать информацию через микрофон и камеру компьютера.

Инструменты для командной работы вроде Slack или Goole Meet также могут указать работодателю на неактивных членов команды. Менеджер может проверить статистику участников и увидеть, как часто они открывают программу.

interguardsoftware.com

Еще работодатели могут читать переписку сотрудников, особенно если те используют корпоративный аккаунт в Gmail или Outlook. В Microsoft заявили, что не одобряют использование их программ для любой слежки, однако ограничивать доступ менеджеров к письмам сотрудников не стали. Некоторые сервисы также автоматически сканируют письма. Они выявляют недовольных и не вовлеченных сотрудников, отмечая определенные слова-триггеры. 

Иногда крупные компании не ограничиваются слежкой за рабочими компьютерами и создают комплексные системы мониторинга сотрудников. Одну из самых известных систем контроля продуктивности использует Amazon. Работники на складах корпорации находятся под постоянным наблюдением, а искусственный интеллект следит за тем, чтобы они всегда укладывались в норму выполнения задач. Если сотрудник отстает от нормы, то система выдает ему предупреждения. 

За слишком частые отклонения от нормы сотрудник может быть уволен. В 2018 году на одном из складов за невыполнение квоты уволили более 300 работников.

Также Amazon использует биометрическую систему наблюдения за водителями службы доставки. Если водитель не смотрит на дорогу, зевает или просто выглядит усталым, система зафиксирует это и отправит запись менеджеру. 

Chris Robbins / moodboard / Globallookpress

Иногда компания даже использует услуги шпионских агентств. В 2020 году Amazon наняло знаменитое агентство Пинкертона для слежки за сотрудниками европейских подразделений. Некоторые компании также отслеживают перемещения сотрудников с помощью GPS-трекеров. 

Работает ли трекинг как нужно

Трекеры позволяют работодателям лучше узнать своих сотрудников, обнаружить нарушения и оптимизировать расходы. Но негативные эффекты слежки могут быть сильнее положительных. 

Трекеры могут вызывать у сотрудников стресс. Исследования показывают, что работники в компаниях, которые используют трекеры, выгорают намного быстрее, чем работающие без трекеров. Даже те, кому нечего скрывать, часто переживают из-за слежки. Одни боятся негативной оценки начальства, другие не хотят случайно раскрыть что-то личное. 

Также использование трекинга может заставить сотрудников работать в неудобных для них условиях. Если менеджеры хотят видеть оптимальную трату времени на задачи, то они будут поощрять один и тот же режим работы. К примеру, большинство работников наиболее эффективны по утрам. Узнав это, менеджеры будут требовать выполнения задач в начале дня. Это усложнит жизнь тем, кому проще работать днем или вечером.

imagebroker/Michaela Begsteiger/Globallookpress

То же самое относится и к сотрудникам, которые предпочитают работать рывками: долго обдумывать задачу и быстро ее выполнять. Большинство простых трекеров оценит такую работу как «неэффективную» из-за долгих пауз между действиями.

Помимо этого, программы для трекинга часто получают широкий доступ к компьютеру сотрудника. Они могут записывать логины и пароли, а также фиксировать секретные и личные файлы. Хакерская атака на базу данных такого сервиса может создать проблемы и для самого сотрудника, и для компании в целом. 

Более того, постоянный контроль может негативно повлиять на мотивацию сотрудников. Это подтверждают исследования, которые американские ученые провели в больницах. Они измеряли, как часто персонал моет руки. Без внешнего контроля врачи и медсестры мыли руки с разной частотой, в зависимости от своей загруженности. Затем в больницах установили контролирующие гигиену RFID-системы из транспондеров и датчиков. Под надзором сотрудники больниц стали мыть руки чаще.

Но затем системы отключили. Тогда персонал стал поддерживать гигиену еще хуже, чем до введения систем.

Исследователи объясняют это особенностями механизма принятия решений. У любой деятельности есть внешние мотиваторы — награда или стороннее наблюдение и внутренние мотиваторы — привычка, чувство долга, личные предпочтения. При введении слежки внешние мотиваторы становятся сильнее и подавляют внутренние мотиваторы. Когда слежка заканчивается, внешние мотиваторы пропадают, а внутренние не восстанавливаются. Таким образом, наблюдение может заставить людей изменить поведение, но оно также может повредить мотивации.

Сложности продуктивности

Какой бы точной и гибкой ни была система мониторинга, она все еще ориентируется на параметры продуктивности, заданные людьми. А представления о продуктивности у разных руководителей будут очень разными.

Примером может послужить недавний случай в платежном сервисе Xsolla. В августе основатель компании Александр Агапитов отправил сообщение 150 сотрудникам. В нем Агапитов рассказал, что его команда по работе с большими данными проанализировала активность работников в чатах и сервисах для командной работы. 

Шурик Агапитов / Facebook

На основе этих данных получателей сообщения оценили как «неэффективных» и уволили. Агапитов пояснил, что считает этих людей бесполезными для компании. Многие открыто не согласились с такой оценкой продуктивности. Ведь активность в деловой переписке сама по себе не означает вовлеченность в дела. А Альфа-Банк и Райффайзенбанк даже пригласили уволенных на работу, намекнув, что в Xsolla неверно пользуются данными.

Еще более неприятную репутацию заработала система мониторинга Amazon. На многих складах к работникам предъявляются слишком высокие требования по упаковке и переносу коробок. Из-за этого люди вынуждены работать без перерывов. 

В 2018 стало известно, что сотрудники компании даже не успевают сходить в туалет. Представители компании отрицали это и утверждали, что все сотрудники получают достаточно времени на отдых. Но позже в сеть утекли корпоративные документы, которые подтверждают, что менеджеры знают о нехватке времени даже на самые короткие перерывы. 

Подобные случаи происходят и в России. К примеру, сотрудники Wildberries жалуются на тяжелые условия работы на складах. По их словам, система слежения часто выписывает несправедливые штрафы и не учитывает значительную часть работы в нормативах.

Подобная практика вызывает возмущение комментаторов в социальных сетях, журналистов и политиков. Но работодатели имеют полное право мониторить сотрудников и оценивать их производительность. Американские законы только обязывают работодателей рассказывать о слежке сотрудникам и запрещают читать их личную переписку без разрешения. Российское законодательство ограничивает только слежку за сотрудниками в их личное время.

Приватный обмен

Сейчас в большинстве компаний используются обычные методы контроля продуктивности: отчеты, встречи и прямой надзор менеджеров. Но уже в прошлом году эксперты консалтинговой компании Gartner предсказывали, что в ближайшее время около 80% компаний будут использовать трекеры и системы наблюдения.

Трекеры могут использоваться не только для выявления невовлеченных в работу сотрудников. Как отмечают HR-специалисты, программы можно использовать, чтобы сделать работу более приятной и комфортной. Изучая данные об активности своих сотрудников, руководители могут понять, как лучше распределять нагрузку, какие инструменты нужны команде, а от чего лучше отказаться.

Norbert Michalke / imagebroker / Globallookpress

Еще новые технологии можно использовать для борьбы со стрессом и депрессией на работе. Программы могут отслеживать движение глаз, выражение лица и пульс сотрудников и даже давать рекомендации по психологическому благополучию. Особенно полезны такие сервисы могут быть для удаленных сотрудников, которым не хватает общения с коллегами. 

Как на работе, так и в личной жизни людям приходится отказываться от конфиденциальности. Но если слежка в свободное время определяет, какую рекламу вам покажет Google, то от слежки на работе может зависеть карьера. Получат ли сотрудники что-то за отказ от приватности — зависит от их отношений с работодателями.